Все проявления страхов так или иначе связаны с двумя основными угрозами: угрозой потери жизни и здоровья — страх смерти, и угрозой потери социальной поддержки-страх быть брошенным, страх одиночества. Даже если ребенок подвергается стрессовым ситуациям внутри утробы и сразу после рождения, психика ребенка уже начинает «накапливать» нервное напряжение, беспокойство, тревожность, что формирует базовое ощущение небезопасности. Впоследствии это ощущение находит предмет во внешнем мире — именно так и оформляется тот или иной детский страх.

Развитие страхов провоцируют психологические травмы и стрессы, которые влияют на самооценку ребенка, его самоощущение. Имея в силу возраста эгоцентрическое мышление, дети склонны обвинять себя в том, что им плохо, их оставили, ругают или не любят. В бессознательном появится ощущение себя, как плохого, заслуживающего наказания и преследования. Это снова провоцирует страхи, рождая своего рода страх преследования, который так же обязательно дает о себе знать в кошмарных снах.

Затем ребенок идет в школу, где его постоянно оценивают учителя и в любой момент могут осмеять сверстники — от этого все социальные страхи будут обобщаться и усиливаться, еще больше снижать самооценку, усиливать ощущение «плохости» и провоцировать страхи преследования и опасности.

Страх на вырост

В возрасте от 0 до 1 года у детей формируется базовое доверие или недоверие к миру. Это внутреннее ощущение, сформировавшись однажды, остается устойчивым на протяжении всей жизни и практически не поддается изменению. Самая главная потребность ребенка в этом возрасте — забота и любовь матери, стойкое чувство надежности.

Ребенок получает раннюю психологическую травму, если в первый год жизни, проснувшись, долго кричит в одиночестве, если окружение часто меняется, если у мамы депрессия или с ней приходится часто разлучаться, или дома происходят конфликты. Так формируется общее отношение к миру вокруг, как к небезопасному, враждебному, способному причинить душевную боль.

В возрасте от 1,5 до 3 лет происходит важный процесс развития индивидуальности и отделения от матери, который сопровождается возникновением чувства одиночества и страхом от осознания своей отдельности и уязвимости, поэтому ребенок нуждается в материнском присутствии. В этот период психологическую травму может причинить раннее определение ребенка в ясли, госпитализация без мамы, а также частые проявления раздражения со стороны взрослых.

В таких случаях формируются стойкие страхи одиночества: ребенок панически боится выпускать маму из вида, виснет на руках, опасается потерять любовь родителей, а также самих родителей. Во взрослом возрасте страх потери мамы превратится в страх потери близких. Разлука в возрасте до трех лет становится причиной возникновения страха темноты, страха оставаться одному в комнате, боязни неизвестного, что косвенно относится к угрозе существования и страху смерти.

И укусит за бочок

В случае чрезмерной опеки, ребенок будет бояться «раствориться» во взрослом, быть как бы поглощенным им. Страх будет принимать символические формы: боязнь укусов насекомых, пауков, замкнутых пространств. При строгом, критикующем отце ребенок, боясь агрессии, может также приписывать агрессивные побуждения сказочным персонажам – «волк меня укусит».

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок учится проявлять инициативу, быть активным в общении со сверстниками и взрослыми. В этот период формируется поло-ролевое поведение. При чрезмерно критикующих, ругающих родителях вместо инициативности формируются социальные страхи: страх неудачи, непринятия, оценки, возникает чувства стыда, ощущение себя неправильным, плохим, дефективным или ощущение вины — плохое отношение к себе за поступки и неумение.

Формирование принадлежности к своему полу происходит путем идентификации ребенка с родителем своего пола. Важное значение здесь имеют так же отношения между родителями, которые наблюдает ребенок. Если в паре царят несправедливые отношения, то ребенок связывает несправедливость с принадлежностью к определенному полу, делая выводы, что например, женщины слабые, а мужчины агрессивные.

В случае, если у родителя своего пола отталкивающее поведение, например, мальчик боится слишком строгого отца, а девочка не может принять чрезмерную жертвенность своей матери, у ребенка нарушается представление о себе, о роли и взаимодействии полов. Агрессия и несправедливость будет провоцировать появление тревожности и различных страхов.

Моя мама — Баба Яга

Дети склонны идеализировать своих родителей, но, взрослея, должны научиться справляться с фактом, что родители тоже люди и могут быть иногда не правы. Незрелая психика ребенка расщепляет родительский образ, и во внутреннем мире появляется «хорошая мама» и «плохая мама» (или папа), чему способствует позиция родителей «старший всегда безупречен и прав».

По «хорошей маме» ребенок будет сильно тосковать, а «плохая мама» уйдет в бессознательное и оформится днем в страхи, а ночью в кошмарные сны. Будет приходить в виде страшных сказочных персонажей или «поселится» в каком-то предмете или игрушке (например, страх какой-нибудь Бабы Яги). Все, что пугает и травмирует ребенка днем, перевоплощается в различные образы и проявляется в страшных снах.

Ребенка будут мучить кошмары, где он — беспомощная жертва, которая преследуется кем-то агрессивным, пугающим и подавляющим. Сны имеют символический характер и являются важным диагностическим критерием, посланием бессознательного, по которому можно увидеть и понять главные проблемы.

На возникновение страхов так же влияют запугивания родителей (придет дядя и заберет), а также родительская тревожность. Страхи имеют тенденцию распространяться на похожие объекты: ребенок испугался врача или процедуры — возникает боязнь «людей в белых халатах». Страх может возникнуть от какой-то одной конкретной стрессовой ситуации, и, если ресурсов справиться не хватает, страх перерастет в хронический. В случае благополучного развития психики, ребенок станет более стойким, как бы «разовьет иммунитет от разрастания страхов».

Если ваш ребенок страдает от страхов и кошмарных снов, нужно немедленно уделить этому максимум внимания:

  • Ни в коем случае не ругайте ребенка за страхи, не обесценивайте его чувства, не смейтесь над ним, ни называйте трусом.
  • Если ребенок готов делиться, рассказывать о страхах, обязательно говорите с ним, слушайте его, расспрашивайте его, помогите ему пережить страх с вашей поддержкой.
  • Постарайтесь по возможности ограждать детей от стрессов, обеспечивать им безопасное пространство. Не оставляйте ребенка со страхом «один на один», не провоцируйте испуг, не наказывайте, используя его страх, а для проживания страха будьте с ним, говоря, как в мультфильме: «Давай бояться вместе».
  • Победить страх бывает довольно трудно, тогда для исцеления может понадобиться работа с психологом, которая направляется на выяснение причины страха и работу с ней.