Педиатр Екатерина Новосад и детский невролог Мария Островская рассказывают об основных этапах развития ребёнка с рождения до 1 года.

Первый год в жизни малыша – самый насыщенный событиями период, он учится буквально всему: улыбаться, общаться, разговаривать, сидеть, стоять и т.д. Для ребенка это первая «школа жизни», а для родителей – повышенная ответственность.

Наш эксперт педиатр Екатерина Новосад уверена, что общепринятые нормы развития – условность, а каждый ребенок – индивидуальность.

Об основных этапах развития и навыках ребенка с рождения до года для «Здоровых детей» рассказывает Екатерина Новосад, педиатр в клинике GMS Clinic, выпускница Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, кандидат медицинских наук.

«В первый год жизни ребенок очень быстро растет, буквально каждый день что-то меняется. После года таких темпов развития не наблюдается. С ребенком необходимо ежемесячно обследоваться у педиатра, он комплексно оценивает чему ребенок научился за месяц, какие изменения произошли, как набрал массу, сколько прибавил в росте – это основные показатели физического развития ребенка. Эти параметры очень важны и свидетельствуют о гармоничном развитии, но форсировать его не нужно. Педиатр назначает диспансеризацию у других профильных специалистов, как то невролог, окулист, хирург и т.п., при необходимости рекомендует курс массажа».

«Если ребенок до года, не дай Бог, упал с кровати и ударился головой, его нужно обязательно показать врачу. Ребенка должны посмотреть невролог и окулист. Иногда приходится делать рентген черепа, чтобы исключить перелом. Степень травмы должны оценивать специалисты. Если маленький ребенок ударится головой, он может стать сонливым, мама будет думать, что он просто спит, а на самом деле это может быть нарушение сознания из-за кровоизлияния, что может привести к осложнениям. Поэтому мой совет, если ребенок ударился и плачет, его трудно успокоить, видны ссадины, то лучше сразу к врачам».

«Держать голову малыши начинают с полутора месяцев, некоторые – с двух. Переворачиваться – с трех с половиной до шести месяцев. Самостоятельно садиться дети начинают в период с пяти с половиной до восьми месяцев. К годику обычно уже могут ходить. Мальчики могут начать позже – в год и два или год и три месяца. Зубы начинают прорезаться обычно в шесть месяцев, но у кого-то могут и в 11, это норма.

«На самом деле, если нет специальных указаний от педиатра, ничего особенного делать не нужно. Организм ребенка знает, как ему развиваться, маме просто нужно быть рядом с ребенком и во время общения его поглаживать, переворачивать, делать с ребенком гимнастику, купать каждый день – это все и будет оказывать благотворное влияние на организм ребенка, поможет укрепить мышцы, особенно позвоночника. Важнее всех манипуляций – состояние мамы, она должна быть довольна и спокойна».

«Нельзя самостоятельно усаживать ребенка. Тем самым мы можем только ухудшить ситуацию. Если ребенок сам не садится, значит его мышцы еще не достаточно крепкие, и на позвоночник будет чрезмерная нагрузка. Не нужно помогать ребенку с усилиями. Также не рекомендую усаживать детей в подушки. Категорически нельзя использовать ходунки. Раньше мамы любили прибегать к их помощи, сажали детей в них на целый день, так они были зафиксированы и мамам было удобно заниматься делами. Но это вредно для позвоночника и для мышц ребенка».

«Родители могут ориентироваться на нормы развития ребенка, но они в большей степени условные, потому как это не строгие догмы, нет четкого разграничения в какой период ребенок должен научиться тому или иному навыку, и если что-то не произошло «вовремя», то не нужно считать это какой-то патологией развития. Например, ребенок может не сесть в 6 месяцев, но при этом начать ходить в годик, это все варианты нормы», — считает педиатр Екатерина Новосад.

Детский врач-невролог из Клиники GMS Мария Островская отмечает, что каждый ребёнок – личность, и развивается по-своему.

«Навыки, указанные в таблице «Ориентировочные этапы развития детей до года по месяцам», отражают то, что может большинство детей к данному возрасту. Они являются основными опорными точками и, конечно, Ваш ребёнок будет делать много всего другого, особенно ближе к году. Если Ваш ребенок научился делать что-то раньше указанного возраста, это повод для гордости. Если ребёнок не делает того, что указано в таблице, скорее всего всё в порядке и надо просто подождать. Приглядитесь, возможно, он преуспевает в другой сфере? Если Вы очень беспокоитесь или через некоторое время навык по-прежнему не освоен, обратитесь к педиатру или неврологу», — заключает Мария Островская.