Светящиеся и музыкальные электронные игрушки хуже развивают речь ребенка по сравнению с традиционными игрушками и книжками.

Во многих семьях у родителей много времени отнимает работа, и время на игровое общение с маленькими детьми ограничено. Поэтому очень важно провести это время с максимальной пользой для развития ребенка.

Эксперимент, проведенный специалистами в области медицины и психологии из США, показал, что светящиеся, говорящие и поющие электронные игрушки снижают уровень взаимодействия между родителем и ребенком и, как следствие, количественно и качественно снижают уровень развития речи ребенка, по сравнению с книжками-игрушками или традиционными игрушками (например, деревянные пазлы, сортеры, резиновые книжки). Итоги этого эксперимента были опубликованы на сайте JAMA Pediatrics.

Анна В. Соса (Anna V. Sosa), доктор психологии, сотрудник Университета Северной Аризоны (г. Флагстафф, США) и ее коллеги провели эксперимент на 26 парах «родитель-ребенок», где дети были в возрасте от 10 до 16 месяцев. Каждая пара играла у себя дома, а исследователи затем прослушивали аудиозаписи игрового процесса. Участникам эксперимента выдали три набора игрушек:

  • электронные игрушки (детский ноутбук, говорящая ферма и детский мобильный телефон);
  • традиционные игрушки (деревянный пазл с крупными деталями, сортер и резиновый кубик с картинками);
  • пять картонных книг о животных на ферме, формах и цветах.

Эксперимент показал, что во время игры с электронными игрушками разговор родителя с ребенком реже приобретал форму вербального диалога, использовалось меньше взрослых слов, родители реже отвечали детям и реже использовали тематическую лексику, по сравнению с игрой с традиционными игрушками. При этом и сами дети говорили меньше.

«Такие результаты дают основания не рекомендовать покупку электронных игрушек, которые позиционируются как развивающие и зачастую стоят недешево. Результаты данного исследования подкрепляют теорию о преимуществах чтения книг с младенцами и расширяют ее, продемонстрировав, что игра с традиционными игрушками может включать настолько же богатые коммуникативные взаимодействия,  как и чтение книг. Во время игры с традиционными игрушками и чтением книг  родители активно коммуницируют с младенцами, оба этих вида деятельности способствуют развитию речи, в то время как электронные игрушки мы в этом плане не рекомендуем», — сообщают авторы исследования.

«Светящиеся и музыкальные электронные игрушки отлично завладевают вниманием ребенка через ориентировочный рефлекс. Этот примитивный рефлекс заставляет разум сфокусироваться на новых визуальных или аудиальных стимулах. Исследование  показывает, что этим они не ограничиваются – кажется, они и снижают уровень взаимодействия между родителем и ребенком. Почему это важно? Во время разговора с ребенком родитель не просто учит его языку, а закладывает основы грамотности, ролевой игры, видит уровень развития своего малыша, а также учит его социальным навыкам – например, играть по очереди или принимать инициативу партнера по игре. Конечно, вербальные взаимодействия – это только часть истории. В исследовании не хватает информации о зависимости невербального взаимодействия от типа игрушек – а ведь это тоже важный источник социальных и эмоциональных навыков», — сообщают авторы исследования Дженни С. Радески, сотрудник Медицинского университета Мичигана, Энн Арбор, сотрудник Детской больницы Сиэтла и Димитри А. Кристакис, редактор научного журнала JAMA Pediatrics.

«Любое цифровое расширение должно иметь четкую цель – вовлечь ребенка не только в использование игрушки/приложения, но и во взаимодействие с окружающим миром, чтобы изучаемый материал был осмыслен и обобщен. Действительно, цифровые технологии обладают огромным потенциалом по вовлечению детей в игру – особенно когда речь идет о детях с более высоким сенсорным порогом – но здесь важно, чтобы ребенок не зациклился на игрушке/приложении и не забыл о реальном мире. Технологии могут повысить продажи игрушек, но они же могут их и обесценить», – заключают эксперты.

Отметим, что данное исследование имеет серьезные ограничения — маленькая группа испытуемых и принадлежность всех респондентов к одной социально-экономической и расово-этнической группе.