Для младенцев необходима чуткая забота матери и близких людей, желание откликаться на потребности ребенка, отражать его эмоции, утешать, когда это необходимо. В этом возрасте закладывается и потом остается почти неизменным ощущение опасности или безопасности окружающего мира, а также надежности, постоянства или наоборот тревожное чувство непредсказуемости от значимых близких отношений.  Если понаблюдать за диадой мама и младенец, можно заметить, как они сонастроены. Ребенок улыбается — мама тут же реагирует наплывом эмоций, выражая радость, умиление. А когда малыш плачет – выражение лица ее меняется, она демонстрирует озабоченность, переживает, старается утешить. Многие ученые, исследуя отношения между мамой и младенцем, говорят о важности такой сонастроенности мамы и младенца для эмоциональной стабильности, ощущения безопасности, развития саморегуляциии. Если взрослый настроен на ребенка, то элемент игры всегда присутствует в этом общении. Используются особенные интонации, мимика, жесты, всем известные “ку-ку” и “агу-агу”, то есть игра является способом общения, понятным  младенцу языком.

Младенцы как правило очень активны. Размахивая руками и ногами, учась переворачиваться, раскачиваться, ползать, пробуя предметы “на вкус”, кидая игрушку, ребенок познает себя и окружающий мир. Двигательная активность напрямую влияет на развитие центральной нервной системы. Разные движения активируют  различные зоны головного мозга, отвечающие за память, мышление, внимание, речь, эмоциональную сферу и др. Естественная активность ребенка, поддержанная взрослыми в виде различных аккуратных игровых взаимодействий, когда ребенка берут на руки, покачивают, приподнимают, обнимают — укрепляет мышцы, положительно влияет на сон, аппетит, эмоциональную устойчивость, настроение. Движения помогают сформировать первичные представления о пространстве и времени. В процессе физического взаимодействия со взрослыми, ребенок получает первые представления о своем теле, о своих физических границах.

Детям более старшего возраста подвижные игры помимо радости, так же приносят много пользы. Важно помнить, что подвижные игры в любом возрасте влияют не только на развитие тела и укрепление физического здоровья, но и положительно влияют на развитие интеллекта, речи, саморегуляции и многого другого. А также такие игры, доставляют удовольствие, приносят радость достижения, веру в себя. Дети любят бегать, прыгать, изучать новые движения и танцевать.

Примерно с пятнадцати месяцев начинаются игры с объектами. Ребенок познает свойства предметов и явлений, овладевает новыми действиями, что в целом позволяет ему структурировать и более четко понимать окружающий мир. У него формируются представления о форме, цвете, величине, структуре материалов, вкусе, запахе, положении в пространстве. Чем больше ребенок взаимодействует с предметами, тем больше у него формируется нейронных связей в головном мозге. Поэтому так важно дать возможность ребенку исследовать окружающий мир. Ребенок, которого не ограничивали в познании мира, в дальнейшем, лучше справляется с решением различных жизненных задач. Здесь закладывается мотивация к познанию чего-то нового. Если родители будут использовать это драгоценное время игры на развивающее обучение, то могут столкнуться с серьезными проблемами, когда ребенок пойдет в школу.

В игре лежат истоки творчества. Начиная с трех лет, иногда и раньше, ребенок уже способен играть в воображаемом мире. Он с легкостью может представить, что палка может быть клюшкой, или пистолетом, или ложкой. Так развивается фантазия ребенка. Иногда родители недоумевают, как это этот большой грузовик может быть драконом?! Может! Ребенок играет спонтанно, ему доставляет удовольствие придумывать что-то новое, искать новые роли, сражаться с воображаемыми чудовищами.

Особое место здесь уделяется сюжетно-ролевой игре. Ребенок помладше может просто придумать образ для себя или, например, для куклы. «Я принцесса!» — говорит девочка и примеряет на себя игрушечную корону, «Я строитель» — говорит мальчик и строит из кубиков дом. В процессе сюжетно ролевой игры ребенок продолжает познавать мир. Он учится соотносить себя со своим полом, понимает мужские и женские роли, учится общению, выражению чувств, мыслей, социальному взаимодействию. Через игру понимает устройство социального мира, получает первые представления о профессиях, распределении обязанностей, учится заботе, ответственности.  Со временем игры усложняются, добавляются другие персонажи, которые наделяются особыми чертами, действиями, эмоциями – мир вокруг ребенка преображается. Так зарождается творческая личность.

Многие детские психотерапевтические практики строятся на игре. Ребенок не способен осознать и рассказать о своих переживаниях, у него еще недостаточно опыта для этого. Но он способен проиграть их. Детская игра очень информативна. Наблюдая, как и во что играет ребенок, можно увидеть его переживания, потребности.

Достаточно распространенная ситуация, когда ребенок идет в детский сад, он начинает дома проигрывать с куклами различные ситуации, возникающие там. Так он привыкает к новой для него обстановке, к новым отношениям, правилам, распорядку. Спонтанная игра позволяет ребенку переживать беспокоящие его события, проживать эмоции, с которыми ему тяжело справляться, проигрывать разные роли. Если родитель будет рядом в эти моменты, то он сможет помочь ребенку, следуя за ним. Очень важно в таких играх не навязывать ребенку свои правила, не осуждать, не учить, а помочь проиграть то, что для него сейчас актуально, быть рядом и помогать, если ребенок захочет включить в свою игру.

Играя с другими людьми или проигрывая различные истории у себя в комнате, ребенок познает возможности общения, учится регулировать свое состояние, принимает на себя какие-то новые роли. Например, робкий ребенок, может стать сильным и смелым, управлять ходом игры, распределять обязанности — командовать.

Особое место в формировании отношений занимает свободная игра. К сожалению именно этот вид игры постепенно теряется. Дети все меньше проводят времени во дворах со своими сверстниками. Не говоря уже о том, что мы редко даем возможность нашим детям самостоятельно играть. Но именно в таких играх, дети учатся  многому. Играя со сверстниками, хочешь того или не хочешь, ты вынужден самостоятельно договариваться о правилах, решать конфликтные ситуации, иногда идти на компромисс, спорить, отстаивать свои интересы, дружить, ссориться, мириться. Когда в таких играх выигрываешь – чувствуешь себя успешным, интересным, а проиграв – ты вынужден сталкиваться лицом к лицу со своими эмоциями, учиться справляться с ними.

Ребенок, который был лишен возможности свободно играть, не научится самостоятельно принимать решения, действовать спонтанно, не будет чувствовать себя комфортно в обществе.

Играя, ребенок может представить и пережить то, чего в его жизни еще не было и научиться чему-то новому. Или наоборот, проиграть ситуацию, в которой он чувствовал себя не очень комфортно и выйти победителем. Игра дает возможность безопасно, не подвергая себя риску научиться чему-то, что можно будет потом использовать в повседневной жизни.

Конечно, игра намного многограннее, чем можно описать в отдельной статье. Но всегда необходимо помнить, что детская игра не просто развлечение, а жизненно важная потребность ребенка. Никакая другая деятельность не сможет ее заменить. Лишая ребенка возможности полноценно играть, мы лишаем его возможности нормально развиваться.

Позаботьтесь о том, чтобы у вас дома были созданы условия для детской игры.

  • Ребенку необходимо свободное время чтобы поиграть так, как ему хочется. Не перегружайте его развивающими занятиями, не стойте все время над душой, указывая, как и во что играть, желая научить его чему-то новому и важному. Не вмешивайтесь в тайный ход детской игры (разве что сам ребенок попросит).

  • У ребенка должно быть пространство и достаточное количество игрушек, чтобы он смог найти себе занятие по душе. Игрушки не обязательно должны быть самыми новыми, современными и дорогими. Иногда картонная коробка, которую вы планировали выбросить, может надолго привлечь его внимание и стать основным объектом для игр.

  • Не спешите переключить внимание расшалившегося или капризничающего ребенка на мультики или планшет. Попробуйте с ним поиграть. Важно подобрать такую игру, которая понравится ребенку, будет доставлять ему удовольствие,

  • Старайтесь создавать условия для игры ребенка со сверстниками. Когда дети уже способны организовать игру сами, давайте им такую возможность. Пусть они учатся самостоятельно договариваться о правилах, решать конфликтные ситуации, придумывать новые игры вместе.

  • И конечно, играйте вместе с детьми. Им это доставляет огромное удовольствие. Совместная игра формирует здоровые, доверительные отношения, помогает лучше понять друг друга, приносит веселье в повседневные рутинные занятия.