Речь пойдёт о курсивных навыках безотрывного письма, владение которыми имеет нижнее возрастное ограничение.

Психофизиолог Марьяна Михайловна Безруких, интервью с которой опубликовано на сайте «Дошкольное образование», объясняет, почему раннее обучение письму приводит к проблемам со здоровьем. Мы приводим цитаты специалиста.

«В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности. Потому что формирование навыка письма — сложнейший и длительный биологический процесс».

«…Методика обучения детей безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональным возможностям учащихся. Ее использование приводит к нарушению психофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь, ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенке гипоксию. Вообще, на начальных этапах письмо не может быть безотрывным. Связным — да, но не безотрывным».

«[у дошкольников] Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, ребенок не готов к письму не только в шесть, но и в семь, а порой и в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить. Учить нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. А что это значит? Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму — процесс длительный. Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму или письму с использованием так называемых письменных букв, нужен достаточно длительный предактивный период, т. е. период подготовки. И этот период подготовки к школе должен включать как минимум 30 занятий».

«У нас есть опыт работы с одной дошкольной гимназией, в которой первые два года к нашим советам не прислушивались. Детей обучали курсивным элементам букв. И они очень много штриховали — целые тетради. В конце года мы протестировали этих детей. И что же? Выяснилось, что к концу года занятий они не только не улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили развитие этих функций. Сделать это в возрасте пяти-шести лет очень просто. … С точки зрения формирования навыка письма, умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы».

Полный текст интервью доступен на сайте «Дошкольное образование».

Источник: «Дошкольное образование»

Автор: Мария Авдюнина