В каких случаях промолчать, в каких — поговорить. Как сделать правильно и то и другое.
ВАЖНО! Приведённые рекомендации относятся к разговорам с ребенком о теракте, который непосредственно не затронул его или его семью и знакомых. Наш эксперт — клинический психолог Денис Юхненко подскажет вам, как правильно помочь ребёнку эмоционально сориентироваться в потоке информации о терактах, сделать верные выводы и не испугаться.
В случае, если ребёнок стал свидетелем, пострадавшим или потерял кого-то из семьи или друзей, рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту-психологу или детскому психиатру, который специализируется на работе с психологической травмой у детей.
Как только ребенок идёт в школу и включается в общение со сверстниками и учителями, он становится частью огромной информационной системы, которая (в основном за счёт развития Интернет-технологий) постоянно расширяется и усложняется. Вероятность того, что ребенок не узнает про теракт или другое резонансное событие, всё сильнее приближается к нулю с каждым годом, проведённым им в школе. Куда вероятнее, что информация о произошедшем теракте будет получена из ненадёжного источника (например, от одноклассника) и не в самой подходящей для ребенка форме. Если в старшей школе большинство детей уже обладают достаточно развитым критическим мышлением и эмоциональной устойчивостью, необходимыми для принятия информации о таком ужасном событии как теракт, то ученики средней и особенно начальной школы нуждаются в грамотном информировании со стороны своих родителей.
При сообщении об опасности терроризма очень легко перегнуть палку и спровоцировать у ребенка чувство страха, связанное с мыслями о попадании в такую ситуацию себя и близких. Для того, чтобы этого избежать, не следует использовать общие фразы по типу «Уже какой раз взрывают метро!» или «Никак нельзя предотвратить такое!», а также категоричные утверждения, такие как «Опасно ходить в очень людные места – там совершаются теракты». Для взрослого эти фразы могут звучать обыденно, и мы склонны не обращать внимания на их форму, но для ребенка они могут стать внутренними правилами. Такие «автоматические мысли», в случае их закрепления в сознании ребенка, могут привести к развитию боязни общественного транспорта и скоплений людей (агорафобии). Крайне важно донести до ребёнка, что, несмотря на то, что пострадали люди, сам ребёнок и его близкие находятся в безопасности и всё будет хорошо.
Если после того, как Ваш ребенок узнал о теракте или другом стрессогенном событии:
- его поведение и настроение резко изменились (например, появились раздражительность и перепады настроения, которых раньше не было),
- он стал испытывать приступы необоснованной тревоги и/или страха,
- у него нарушился сон и/или аппетит (возможны также расстройства пищеварения, энурез),
- он стал избегать мест, связанных со стрессогенным событием,
Вам следует проконсультировать со специалистом. Долго длящиеся тревожные состояния опасны своим закреплением (хронификацией), и их своевременная коррекция позволит этого избежать.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.