В каких случаях промолчать, в каких — поговорить. Как сделать правильно и то и другое.

ВАЖНО! Приведённые рекомендации относятся к разговорам с ребенком о теракте, который непосредственно не затронул его или его семью и знакомых. Наш эксперт — клинический психолог Денис Юхненко подскажет вам, как правильно помочь ребёнку эмоционально сориентироваться в потоке информации о терактах, сделать верные выводы и не испугаться.
В случае, если ребёнок стал свидетелем, пострадавшим или потерял кого-то из семьи или друзей, рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту-психологу или детскому психиатру, который специализируется на работе с психологической травмой у детей.

Ответ на этот вопрос зависит, в первую очередь, от возраста ребенка и от того, может ли он узнать о теракте сам.
Если ребёнок — дошкольник, и он не знает о теракте и самостоятельно узнать не сможет, то о нём можно и смолчать, не взваливая дополнительный ненужный груз на детскую психику. Но если сообщение о теракте вызвало у вас сильный эмоциональный отклик, и ребенок это заметил, то умалчивать о причинах своей реакции не стоит. Расскажите.
Наблюдение за взрослыми, которые явно испытывают беспокойство по какому-то поводу и не говорят по какому, может вызывать у ребенка чувство тревоги, которое является естественной реакцией на ситуацию неопределённости и потенциальной угрозы. Это общий принцип, который распространяется не только на ситуацию теракта. Чрезмерная по интенсивности или длительности тревога у ребенка может крайне негативно сказаться на его психологическом здоровье. Хроническое переживание тревоги является основным «катализатором» формирования психосоматических и тревожных расстройств.
И уж точно следует поговорить с вашим ребёнком-школьником и, тем более, с подростком.

Как только ребенок идёт в школу и включается в общение со сверстниками и учителями, он становится частью огромной информационной системы, которая (в основном за счёт развития Интернет-технологий) постоянно расширяется и усложняется. Вероятность того, что ребенок не узнает про теракт или другое резонансное событие, всё сильнее приближается к нулю с каждым годом, проведённым им в школе. Куда вероятнее, что информация о произошедшем теракте будет получена из ненадёжного источника (например, от одноклассника) и не в самой подходящей для ребенка форме. Если в старшей школе большинство детей уже обладают достаточно развитым критическим мышлением и эмоциональной устойчивостью, необходимыми для принятия информации о таком ужасном событии как теракт, то ученики средней и особенно начальной школы нуждаются в грамотном информировании со стороны своих родителей.

Сначала успокойтесь сами. Сообщение о теракте может сбить с толку даже взрослого, вселить в него чувство страха за свою жизнь и жизнь близких.
Если вы сами находитесь в состоянии сильного стресса, подождите немного, придите в себя, заранее продумайте план разговора с ребенком.
Не только то, ЧТО вы говорите ребенку, имеет значение, но и то, КАК вы лично реагируете на известия о теракте. Для ребенка ваша реакция будет являться примером «правильной» реакции в таких ситуациях. Естественно, что известия о теракте вызывают у всех нас бурю чувств и эмоций, и иногда бывает тяжело их контролировать. Следует помнить, что Ваши страх, гнев и истерика эмоционально заразительны, и, став свидетелем их слишком интенсивного проявления, ребенок может начать испытывать те же эмоции просто потому, что вы их испытываете.
При этом внутренних ресурсов, необходимых для того, чтобы успешно справиться с интенсивными переживаниями у него куда меньше, чем у вас.
Расскажите о своих эмоциях. Признание того, что вам грустно, страшно или вы злитесь, но при этом способны сохранять самообладание, продемонстрирует ребенку модель реагирования в стрессовых и непонятных ситуациях, которую он пронесет через всю жизнь.
Важно поощрять описание ребёнком собственных чувств по поводу ситуации – этот навык является важным компонентом системы эмоциональной саморегуляции.
Тщательно подбирайте слова. Форма подачи информации и используемый лексикон должны быть адекватны возрасту и уровню развития ребенка. Если при разговоре с ребенком школьного возраста можно оперировать словами «террористы», «теракт» и «преступление», то при разговоре с дошкольником лучше будет ограничиться «плохими людьми» или «злодеями».
Уточните, что уже знает ребёнок. Американский психолог Дениз Дениэлс, автор книги «Подготовка ребенка к жизни» («Equipping kids for life»), рекомендует перед началом сообщения новости о теракте ребенку выяснить, что он или она уже знает о произошедшем событии. Начать разговор можно примерно так: «Ты мог слышать об очень грустном событии, произошедшем там-то и там-то. Я бы хотела знать, что ты слышал об этом». Вы можете также просто спросить, как прошёл день и слышал ли ребенок о чём-нибудь интересном – тема теракта вполне может подняться сама.
Рассказывая о причинах совершения террористического акта, следует подчеркнуть, что, по мнению террористов («плохих людей», «злодеев»), жестокость может решить их проблемы, но это совсем не так. Для иллюстрации этой мысли можно обратиться к повседневному опыту ребенка или какому-либо сюжету из его любимого мультсериала, подчеркивающему недопустимость вымещения своей злости на окружающих людях.
Труднее будет объяснить ребёнку мотивы совершения теракта, если он совершён смертником. Дошкольник вряд ли обратит внимание на эту деталь, но для школьника этот вопрос может оказаться достаточно важным. Здесь можно указать на то, что исполнителем теракта воспользовались другие люди, обманув его (что, в общем, так и есть).
Если ребёнок ещё не подросток, избегайте перехода разговора в русло обсуждения с ребенком религии, политики. Рассуждения на эти темы никак не снизят травматичность сообщенных новостей, но могут запутать ребенка и способствовать формированию негативных стереотипов об упомянутых вами религиозных и политических группах. По тем же причинам не стоит при ребенке обвинять в терроризме представителей конкретных этносов и национальностей.

При сообщении об опасности терроризма очень легко перегнуть палку и спровоцировать у ребенка чувство страха, связанное с мыслями о попадании в такую ситуацию себя и близких. Для того, чтобы этого избежать, не следует использовать общие фразы по типу «Уже какой раз взрывают метро!» или «Никак нельзя предотвратить такое!», а также категоричные утверждения, такие как «Опасно ходить в очень людные места – там совершаются теракты». Для взрослого эти фразы могут звучать обыденно, и мы склонны не обращать внимания на их форму, но для ребенка они могут стать внутренними правилами. Такие «автоматические мысли», в случае их закрепления в сознании ребенка, могут привести к развитию боязни общественного транспорта и скоплений людей (агорафобии). Крайне важно донести до ребёнка, что, несмотря на то, что пострадали люди, сам ребёнок и его близкие находятся в безопасности и всё будет хорошо.

Ссылки, которые вам нужно посмотреть:
Один из ключевых компонентов ситуации, который связан с интенсивностью переживаемого чувства тревоги как у взрослого, так и ребенка, это подконтрольность. Если человек может предсказать, когда произойдёт то или иное событие, и знает, что делать в этом случае, то уровень его тревоги минимален. Поскольку предсказать теракт практически невозможно (в целом это крайне маловероятное событие по сравнению с другими чрезвычайными ситуациями), разумно уделить внимание правилам предосторожности и поведения в случае, если ребёнок стал свидетелем теракта. Обучение тому, как нужно вести себя во время терактов разного типа (взрывы, захват заложников), а также базовым техникам оказания первой помощи себе и пострадавшим при теракте (сообразно возрасту, разумеется), может усилить чувство субъективного контроля над этой опасной ситуацией, снизив тревогу ребенка по отношению к ней. Для этого можно обратиться к учебникам по основам безопасности жизнедеятельности и материалам, официально одобренным МЧС и МВД.
Единственного разговора с ребенком о произошедшем теракте редко бывает достаточно. Периодически стоит возвращаться к этой теме.
Во-первых, повторение правил поведения в случае экстремальной ситуации увеличивает вероятность того, что ребенок их усвоит и сможет эффективно применять.
Во-вторых, это позволит вам получить представление о том, какую информацию ребенок получил в школе или в Интернете, и дополнить или скорректировать её при необходимости.
И в-третьих, повторные разговоры о страшной ситуации переводят её из разряда пугающих в разряд менее пугающих за счёт эффекта привыкания.

Если после того, как Ваш ребенок узнал о теракте или другом стрессогенном событии:

  • его поведение и настроение резко изменились (например, появились раздражительность и перепады настроения, которых раньше не было),
  • он стал испытывать приступы необоснованной тревоги и/или страха,
  • у него нарушился сон и/или аппетит (возможны также расстройства пищеварения, энурез),
  • он стал избегать мест, связанных со стрессогенным событием,

Вам следует проконсультировать со специалистом. Долго длящиеся тревожные состояния опасны своим закреплением (хронификацией), и их своевременная коррекция позволит этого избежать.