В просветительском медиа-проекте Newtonew.com мы выбрали 5 интересных игр. Делимся.

 «Прошлое и будущее»

Как играть: Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?» Затем начинайте фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?»

Если это стул, то в прошлом он мог быть деревом, растением (из которого сделана обивка, на стуле). Или металлом.

Чем он может стать в будущем? Дровами, подставкой для цветов, домиком для животного — фантазируйте!

Комментарий Newtonew.com: 

«В этой игре ребёнок:

  • Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.
  • Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.»

«Из чего состоит?»

Как играть: Представляем любой предмет и называем его составляющие

Например: рамка для фотографии (стекло или прозрачный пластик, деревянная рамка-держатель, три металлических крепления, задняя крышка, подставка).

Комментарий Newtonew.com

«Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру:

  • Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов.
  • Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» — составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.
  • Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.»

«Включи вариативность»

Как играть: Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения.

Например: пластиковая подставка под чашку (раскрасить и вставить в рамку — получится картина, собрать много и наклеить на стену — будут обои, выложить плиткой на полу — пол будет тёплый, сделать «карточный домик», сделать закладку для книги, продырявить, вставить ленточки и сделать ёлочные игрушки).

Комментарий Newtonew.com: 

«Что развивает:

  • Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.
  • Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.»

«Полезно/Вредно»

Как играть: Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.

Например: снег

Полезно: кататься на лыжах

Вредно: есть снег

Полезно: гулять, строить крепость

Вредно: лежать долго на снегу, потому что можно замерзнуть.

Комментарий Newtonew.com: 

«Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.»

Да/Нет

Условия игры:

Вы загадываете что-то, а ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Например: сова

  • Одушевлённое?
  • Да
  • Человек?
  • Нет
  • Животное?
  • Нет
  • Рыба?
  • Нет
  • Птица?
  • Да
  • Волшебная?

И так далее.

Комментарий Newtonew.com: 

«Что развивает:

  • Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!
  • Классифицировать. Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.
  • Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.»

«Видное-неочевидное»

Как играть: Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше общего.

Например, пчела и пианино: (оба звучат, могут быть коричневого цвета, могут раздражать, могут сделать больно, приносят пользу, радуют человека). 

Комментарий Newtonew.com

«Что развивает:

Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.»