В каких случаях телемедицина необходима ребенку, как пользоваться родителям новой системой.

Телемедицина в целом и телепедиатрия в частности – это «медицина на расстоянии». То есть, оказание медицинской помощи с применением телекоммуникационных информационных технологий, когда врач не находится рядом с вашим ребенком, чтобы его потрогать.

Вместе с нашим экспертом Георгием Лебедевым – заведующим кафедрой информационных и интернет-технологий Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. Сеченова, руководителем комитета «Интернет+Медицина» Института Развития Интернета – сделали карточки, которые помогут родителям разобраться в том, как пользоваться услугами нового направления для сохранения здоровья ребенка.

Во-первых, это не как Кашпировский по телевизору.

Телемедицина – «дистанционная медицина» или «медицина на расстоянии» — это общение с врачом по телефону, по скайпу, электронной почте, любому мессенджеру, например. Это видеоконференции. Это передача анализов и данных с любых датчиков по измерению состояния здоровья ребенка напрямую врачу – на компьютер или мобильное устройство.

Телепедиатрией называется «телемедицина для детей».

Это дистанционное взаимодействие и врачей между собой по поводу состояния здоровья ребенка, и взаимодействие родителей с врачом — когда посредством любого вида связи врачи и пациенты обмениваются данными для принятия решения по эффективности лечения, диагностики и реабилитации ребенка после перенесенных заболеваний. Это и консультации, и мониторинг состояния здоровья ребенка, и хранение данных о состоянии здоровья ребенка.

Каждое дистанционное взаимодействие пациента с врачом или врачей между собой называется «телемедицинской услугой» — то есть, услугой, оказанной с помощью телекоммуникационных технологий, средств и способов обработки и передачи данных о состоянии здоровья ребенка, технологий, обеспечивающих идентификацию врача и пациента во время медицинской помощи, обмена медицинской документацией в электронном виде.

Важно знать, что общение врача с пациентом становится телемедицинской услугой, если ваше общение и рекомендации врача запротоколированы и внесены в медицинскую карту ребенка. Когда врач начинает нести ответственность за консультацию по телефону, например, расшифровку анализов, назначение логопедических программ, например.

Если говорить о результатах анализов или любой другой диагностики, то врач, вы сами понимаете, дистанционно может дать заключение. Логопед во многих случаях может определить состояние ребенка и назначить программу занятий, обучить маму правилам этих занятий. Консультации по уходу за ребенком могут быть оказаны по средствам связи.

По поводу серьезных заболеваний: ведь ни один здравомыслящий врач не примет решения, просто посмотрев или пощупав ребенка. Обязательно должна быть внутренняя диагностика – анализ крови, как минимум. Врач же не всегда трогает пациента на приеме – ну, есть какие-то заболевания, при которых это происходит, например, заболевания щитовидной железы. Но в большинстве случаев врач дает направления на анализы или другую необходимую диагностику. Если у ребенка есть датчики определения уровня сахара в крови или прослушивания сердца или легких, и эти данные поступают врачу в режиме реального времени, то врач, опять же, сможет дистанционно определить состояние ребенка – вовремя назначить консультацию или срочно потребовать госпитализации или немедленных врачебных вмешательств.

Конечно. И в первую очередь, должен быть здравый смысл у родителей – за какой услугой им обращаться в зависимости от состояния ребенка? Если ребенок лежит с температурой 40 и не встает, то мама должна обратиться за скорой помощью, а не за телемедицинской.  И у врачей должны быть соблюдены все этические нормы — если мама обратилась за дистанционной помощью, а врач понял, что срочно нужна «скорая», то ее необходимо вызвать без оплаты телемедицинской консультации.

Если вы просто позвонили знакомому педиатру, и он вам что-то там сказал, он не несет ответственности за здоровье и жизнь ребенка, понимаете? Не в том смысле, что у вас педиатр нехороший – наоборот, это здорово, когда доктор хорошо знает вашего ребенка и может проконсультировать по телефону. Но дело в том, что пока такая консультация не зарегистрирована в системе, пока результат этой услуги не подписан врачом, пока услуга не оплачена по ОМС или ДМС, не запротоколирована, врач за нее по закону ответственности не несет. Соответственно, такой звонок не считается ни телемедицинской услугой, ни просто медицинской услугой.

Еще разница в том, что услугу с помощью телемедицинских технологий врач оказывает в свое рабочее время, а не пока едет домой или параллельно ведет прием другого пациента. Например, время врача расписано: 20 минут на одного пациента, 20 минут на другого. Все, что делает врач заочно – это фонд его рабочего времени. Телемедицинские пациенты – они  такие же пациенты, они тоже в очереди. Сейчас к врачу пришел ребенок в кабинет в 10.00, а в 10.20 врач уже консультирует другого ребенка по скайпу, а в 10.40 он расшифровывает чьи-то данные анализов. Врач должен отчитаться за дистанционную работу, он должен написать заключение – создать протокол оказания медицинской услуги. То есть, когда вы будете записываться на прием к врачу, вы будете выбирать вид оказания услуги: очная или дистанционная.

Будет создана единая телемедицинская система, которая будет идентифицировать врача и пациента (нужна гарантия, что услугу оказывает именно тот врач, к которому записался пациент, а пациент – это именно тот, кто записался. Или, раз мы говорим о детях, законный представитель маленького пациента), давать возможность записи на прием, сервис для обмена данными и для хранения данных о состоянии здоровья ребенка. Также будет, безусловно, программа защиты данных о здоровье ребенка.

Вряд ли – время, которое тратит врач, не меняется от способа оказания услуги. Записываясь на прием, вы просто будете выбирать способ оказания услуги – очный или дистанционный.

Случаи, когда вам нужна телемедицинская помощь:

Чтобы записаться к профильному врачу (логопеду, аллергологу, ортопеду и так далее), вам не нужно идти в поликлинику к педиатру, чтобы тот выписал направление, а вы потом пошли записываться, и только потом попали к нужному специалисту. То же самое – организация диспансеризации.

Есть еще масса ситуаций, когда ребенка везти в поликлинику не надо. Получить справку – это же сейчас нужно занять очередь, сходить к врачу, получить. Потом ты опять идешь, записываешься на анализы. Это все можно сделать по электронной почте: отправить врачу запрос, врач пришлет перечень анализов и направление. Дальше врач также по почте получает анализы и дает заключение. При необходимости, если не хватит данных, врач назначит очный прием.

Или зачем идти или ехать в поликлинику со здоровым ребенком – в поликлинику, например, во время эпидемии, когда там где много больных детей?

Или заболел ребенок – вы можете проконсультироваться с врачом дистанционно сначала – врач подскажет, что делать, или скажет, что нужно вызывать «скорую помощь».

Вот я был в Крыму, и главврач детской больницы говорит, что не хватает психиатров, эндокринологов. И так бывает нередко – необходимый специалист находится от вас далеко. И перед тем, как ехать к нему, можно сделать всю подготовительную работу дистанционно – проконсультироваться, собрать анализы, еще раз проконсультироваться.

Или нужны, например, консультации московских специалистов. Или зарубежных. И чтобы ни врачей, ни детей туда-сюда не гонять, можно получить ее дистанционно. А если ребенка нужно госпитализировать в центр высокотехнологичной медицинской помощи – а врачи в регионе не всегда знают, в какой именно центр направить. Например, с заболеванием крови — достаточно много есть центров, но в какой именно нужно направить – это решить сложно. Приходится ехать в Москву с ребенком: сначала нашли, к кому ребенка направить, потом нужно ехать обратно, чтобы получить направление в этот медицинский центр. А с помощью единой телемедицинской системы специалисты сначала посмотрят ребеночка в поликлинике, потом свяжутся с предполагаемыми центрами – отправят все данные ребенка, там посмотрят анализы ребенка, дадут заключение, тут же выпишут квоту – то есть, это экономия сил и времени без нарушения врачебной ответственности.

Вы только что стали мамой и у вас масса вопросов. В любой момент найдется специалист, который подскажет, поможет, успокоит – и вам не всегда нужно ехать к врачу или ждать его приезда.

Вам нужно встать на учет, получить перечень направлений и анализов. Не всегда же нужно идти в женскую консультацию на очный прием – можно отправлять все анализы по почте и получать заключения врача, направления к профильным специалистам.

Это ситуации, когда нужно большое количество врачей, но которых сразу не найдешь, физически не соберешь вместе. И надо знать, какого ребенка куда сейчас везти или что нужно правильно сделать в конкретной ситуации. Не всегда допустимы привычные реанимационные действия. Наводнение, например – холодная вода, обморожение. Как определить степень обморожения? Сердце останавливается при 32 градусах. Как правильно провести терапию? Потому что если неправильно проводить процедуру вывода из обморожения, сердце остановится. Здесь нельзя оказывать обычную реанимацию – растирать, например, как мы обычно это делаем. Поэтому нужен специалист, который вовремя скажет, что делать.

Смотрите, предположим, что ребенок с серьезным заболеванием прошел курс лечения – например, ребенок с патологией сердца. Предположим, что лечился в Москве. Курс закончен, малыша увезли домой – например за полторы-две тысячи километров от Москвы. А там нет грамотного кардиолога, который может за ребенком следить. И что делать? Мы можем прикрепить его к дистанционному мониторингу врача в московском кардиологическом центре, его будут  ежедневно смотреть с необходимой периодичностью. Или это детишки с диабетом. А диабет – это постоянный мониторинг уровня сахара в крови. Есть заболевания, которые нуждаются в постоянном мониторинге. То есть, у ребенка – прибор, а у врача — пульт, и врач удаленно следит за состоянием здоровья пациента. Он своевременно поймет, когда нужно вызывать «скорую помощь», или скажет, что делать родителям. Скажет, если возникнет необходимость снова везти малыша в центр, где ребенка оперировали, например.

Это же касается детишек, которые находятся на инвалидности – не всегда обязательно их возить на реабилитацию. Их достаточно наблюдать на дому, и врач может говорить, что необходимо делать родителям.

Маме нужна гарантия права на второе мнение. Легко же может случиться так, что в поликлинике сидит врач-двоечник какой-то и принимает решения, делает выводы. Действует по учебнику. И вот он делает какое-то судьбоносное заключение – например, операция. Но вам, маме, нужно дать шанс на второе мнение – мнение гарантированно высококвалифицированного специалиста. Можно отправить врачу снимок или анализы, потом поговорить с ним – и выяснится,  что, может, и не надо оперировать – есть куча других способов лечения такого заболевания у ребенка. Или  этот врач скажет, что ребенку нужно ехать в совершенно определенный медицинский центр, где это заболевание лечат.

 

Виды телемедицинской помощи:

Очное – врач беседует с пациентом при помощи любой системы видеосвязи. И заочное – расшифровка снимков, данных анализов.

Когда нужно постоянно мониторить данные регулярных обследований. Мониторинговых устройств сейчас появляется все больше и больше, многие фирмы занимаются разработкой датчиков, съема информации с датчиков, обработкой информации. Это направление перспективное, важное. При математическом подходе обнаруживаются интересные зависимости при обработке больших данных. Есть мобильные устройства, позволяющие дома УЗИ сделать под руководством врача, приборы, измеряющие потенциал кожи, пульс.

Когда не врач принимает решение, а интеллектуальная система.  В том числе это и второе мнение, и возможность обработать огромное количество данных. Например, осмотр школьников или детишек в детском саду на предмет заболеваний органов грудной клетки. Проводится флюорография или рентгенография органов грудной клетки – и сразу с прибора снимается картинка, бросается врачу или в информационную систему, которая обрабатывает и сразу видит патологические изменения, и дети с изменениями сразу определяются в группу, которой нужно провести дополнительное обследование. То есть, это быстрый результат на большом объеме данных. И это такая задача, которая будет иметь место вскоре. Врач не увидит каких-то тонкостей, например, а компьютер увидит, если он этому научен. У нас уже есть свои, российские устройства, и интеллектуальные системы – мы этим активно занимаемся в институте развития интернета.

Это такая медицинская карта. Любой врач, к которому ты пришел, может получить от вас доступ к этим данным.

Сейчас внедряется аккредитация медицинских специалистов – каждый врач должен набрать определенное количество баллов. Для того, чтобы облегчить врачам возможность повышать свой квалификационный уровень, надо дать им возможность дистанционно учиться, дистанционно сдавать экзамены и получать свои баллы, экономя время. Такие курсы появляются, но в систему они еще не введены. И одно из направлений телемедицины – это внедрение такого процесса обучения врачей в систему. В том числе, возможность посмотреть ведение операции в режиме онлайн. Уже можно посмотреть операции ведущих хирургов мира.

Это технология, когда операцию проводит не хирург, а робот. Например, эндоскопическая операция – нельзя, чтобы у хирурга рука дрожала. Робот это может оперировать, а врач, который управляет роботом, может находиться и в соседней комнате, и, если хорошая связь, и в другом городе. За этим будущее. «Умная больница» — так называемый интернет медицинских вещей – это возможность сделать из роботов стационар на дому. Такой мобильный домашний госпиталь.