Только правильно подобранное автомобильное кресло сможет должным образом обеспечить безопасность вашего ребенка в случае ДТП.

С 15 декабря 2016 года вступают в силу изменения в статье 22.9 Правил дорожного движения, согласно которым перевозка детей до 12 лет в автомобиле будет возможна только с использованием автомобильного кресла. Всевозможные бустеры, накладки, подушки и другие вспомогательные средства, которые позволяют пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией автомобиля,  будут запрещены.

Как правильно выбрать автокресло для ребенка? Является ли дорогое автокресло гарантом безопасности? В этих вопросах нам помог разобраться исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр», спасатель, эксперт по безопасности автоспортивных соревнований Александр Старостин.

Александр, по каким критериям нужно выбирать автокресло для ребенка?

Покупка автокресла не должна быть спонтанной! Кресло всегда нужно выбирать вместе с ребенком, сажая его в конкретное кресло. С одной стороны, мы должны выбрать кресло, которое будет защищать ребенка, с другой стороны, это кресло должно быть удобно ребенку.

Если ваш автомобиль оборудован системой крепления isofix, то и кресло вам необходимо выбирать из тех, которые имеют возможность крепления isofix. Если в вашем автомобиле креплений isofix нет, то кресло должно иметь возможность крепления без этой системы.

Итак, вы выбрали кресло, которое попадает в нужную вам возрастную группу, соответствует системе крепления в вашем автомобиле и имеет достаточный диапазон регулировок по ребенку, с учетом того, что ребенок будет расти. Теперь вам необходимо убедиться, что это кресло является достаточно безопасным. В магазине вы можете запросить сертификаты и результаты краш-теста выбранного вами кресла. Это открытая информация. Как правило, производители кресел указывают номера сертификатов и ссылки на результаты краш-тестов либо прямо на самом кресле, либо в сопроводительной документации. Также эту информацию можно найти в интернете — либо на сайте производителя, либо сделав запрос по марке и модели кресла в поисковике, причем лучше не российском. В большинстве случаев вы найдете не только результаты краш-тестов, но даже их видеоролики.

Все нормальные производители сейчас проводят краш-тесты своих изделий. Независимая ассоциация проводит свою экспертную оценку и оглашает ее результаты.
Кроме того, если вы часто путешествуете с ребенком на самолете, то можно выбрать кресло с допуском для использования в самолетах. Это не только обезопасит ребенка во время полета, но и позволит пользоваться этим же креслом в арендованном автомобиле, что помимо обеспечения безопасности и комфорта ребенка позволит дополнительно сэкономить семейный бюджет (во многих странах также запрещена перевозка детей без детского кресла).

Если вам неизвестен бренд, если вы не можете найти никакой информации по этому производителю, если нет сертификата и информации по краш-тестам данной продукции, то даже несмотря на привлекательную стоимость, стоит воздержаться от покупки такого кресла. Это кот в мешке! «Подпольные» организации не будут вкладываться в серьезные научные разработки и расчеты, они будут делать свою продукцию «на коленке» и из самых недорогих материалов. В результате в критических ситуациях автокресло будет работать не так, как нужно, а так, как получится.

В конечном итоге, чтобы сделать правильный выбор при покупке детского автокресла,  у вас должны сойтись три составляющих:

  1. Ребенку в кресле должно быть удобно
  2. Безопасность кресла должна быть подкреплена сертификатами и результатами краш-теста
  3. Кресло попадает в тот бюджет, который выделен на его покупку

Если все три этих компонента сходятся, то это станет хорошей и правильной покупкой, которая будет удобна в использовании и сохранит жизнь вашему ребенку в  экстремальной ситуации.

Какие результаты краш-теста должны быть, чтобы автокресло считалось безопасным?

Система оценки результатов краш-тестов сделана по аналогии с автомобильными краш-тестами. Кресло тестируется по нескольким параметрам – уровень защиты головы, уровень защиты плечевого пояса, уровень защиты ног, динамические разрушения самого кресла и т.д. Все это сводится к очень удобной системе оценок в количестве звездочек. Максимальное количество звезд – пять. Дальше идет расшифровка — какие баллы за что были снижены.

Жесткого норматива по количеству звезд, которое должно быть, чтобы кресло считалось безопасным, нет. Если кресло имеет хоть какую-то звездность, то оно в любом случае соответствует параметрам безопасности. Но любое снижение звездности обязательно будет отражено в отчете – это может быть недостаточная защита головы, либо недостаточная защита при боковом или фронтальном ударе, перегрузки в зоне грудного отдела и  т.п.

Означает ли покупка дорогого кресла гарантию лучшей безопасности для ребенка?

Не всегда «дорогие» бренды дают хорошие результаты в краш-тестах. Среди не «раскрученных» брендов в нашей стране также могут быть достаточно интересные модели в плане безопасности.

Все очень сильно зависит от бюджета. Премиальные модели стоят дорого, и не каждый может себе их позволить. При этом они не обязательно будут показывать максимальную звездность.

Более дешевые модели могут показывать аналогичные результаты по звездности, но окажутся не  очень удобными, или не очень износостойкими.

Лучше смотреть максимальную звездность  в рамках того бюджета, который вы можете себе позволить. Но повторюсь, очень важно, чтобы в этом кресле было удобно самому ребенку. Надо понимать, что звездность кресла получается в результате тестирования с использованием манекена, которые оптимально подходят под диапазон регулировок данного кресла. И если в такое «звездное» кресло мы посадим ребенка, чьи параметры не подходят под расчётные, то вся эта звездность тут же улетучится. Поэтому если вашему ребенку в кресле неудобно, если диапазона регулировок не хватает, лучше воздержитесь от покупки такого кресла, даже если оно имеет очень высокие оценки по краш-тесту.

Есть ли какое-то лучшее кресло?

Идеальных автокресел пока, к сожалению, не существует. Это в любом случае будет определенный баланс между плюсами и минусами.

Визуально все кресла очень похожи друг на друга, и весь секрет их функциональности и безопасности кроется в начинке, в тех материалах, которые там используются. Очень четко должен соблюдаться баланс упругости, твердости и мягкости материалов.

Отметим, что согласно действующим на сегодняшний момент Правилам дорожного движения, перевозка детей до 12 лет должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией автомобиля.

К этим «иным устройствам», которые будут запрещены с 15 декабря 2016 года, как раз относятся бустеры, накладки, подушки и пр.

«Бустеры и прочие устройства  –  это дешевая альтернатива автокреслу, чтобы избежать наказания, — отмечает Александр Старостин. — Так как в Правилах четко не прописано, что из себя должно представлять удерживающее устройство, нерадивые водители-родители, чтобы обойти закон и не получать штрафов от инспекторов ГИБДД, прибегают к использованию любых «иных средств», вплоть до домашних подушек и Советской энциклопедии. Предприимчивые люди  тряпочку с двумя кнопочками начали называть адаптером или удерживающим устройством, ссылаясь всего лишь на один параметр, что ремень не должен проходить через шею ребенка. Эти «адаптеры» изменяют геометрию прохождения ремня безопасности автомобиля и позволяют избежать наказания за несоблюдение ПДД, а в действительности эти средства не улучшают безопасность ребенка, а в некоторых случаях – ухудшают».

Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре сообщила «Российской Газете», что «иные устройства» пользуются наибольшей популярности у родителей. Согласно исследованию аварий, если дети удерживались с помощью накладок или сидели на бустерах, то травматические последствия при ЧП были меньшими, чем при использовании дешевых автокресел. Во всех случаях машины сталкивались лоб в лоб.

При ударе в бок автомобиля дети, удерживаемые «иными устройствами», пострадают намного серьезней. Ребенок может разбиться о корпус автомобиля — детей чаще всего сажают у окна — или его задушит ремень безопасности.

Подмосковная инспекция безопасности дорожного движения совместно с экспертным центром «Движение без опасности»  второй год проводит исследование детского дорожно-транспортного травматизма. Результаты этого глобального исследования должны показать, какой способ фиксации ребенка в машине наиболее безопасен.

По результатам 2015 года выяснилось, что при использовании автокресла в аварии погибал каждый 16-й ребенок. При пристегивании ремнем безопасности — каждый десятый, а если при перевозке ребенка не использовался ремень и другие детские удерживающие устройства — каждый одиннадцатый.

Надо также учитывать и выборочность самой статистики. В ней указываются только те аварии, в которых были пострадавшие. Те ДТП, в которых пострадало только железо, в статистику не входят.

Таким образом, автокресла были и остаются наиболее верным решением проблемы детской безопасности в автомобиле.

Примечательно, по итогам исследования, проводимого на подмосковных дорогах, выяснилось, что наименее безопасными в случае ДТП для детей являются не бустеры и адаптеры, а некачественные автокресла. Именно в таких неликвидных устройствах дети получают большее количество травм. Как избежать покупки такого кресла мы с вами теперь знаем.