«Если детские воспоминания смутные, в этом виноваты родители», — один из выводов исследований человеческой памяти и воспоминаний.

Если вы хотите, чтобы ребенок помнил события своей жизни, рассказывайте об этом и часто вызывайте в детях прожитые эмоции.

Младенческая амнезия — процесс естественного забывания событий, считают учёные. Герман Эббингауз, немецкий психолог-экспериментатор, проводил опыты и на себе, исследуя пределы человеческой памяти. Его вывод: 50% новых  знаний отсеивается в течение часа. Через 30 дней человек помнит не более 3% того, что учил. Поэтому, если к полученной информации не возвращаться регулярно, ребёнок, естественно, её не запомнит.

А психолог Ци Ван из Корнелльского университета (США) пришла к другому выводу: ребёнок помнит только то, что наделено смыслом. А любое событие ребёнок наделяет смыслом только тогда, когда у него появляется своя точка зрения на произошедшее. Или когда он ощущал ценность самого себя в том или ином событии. Именно поэтому мы так или иначе помним себя лет с трёх-трёх с половиной. Кто-то позже — лет с 6-7 (причём таких гораздо больше).

Вывод: если вы не помните событий своего детства, значит, родители не акцентировали внимание на вас, ваших эмоциях, значимости вас и ваших эмоций в контексте событий. В качестве примера используется поход в зоопарк (почувствуйте разницу):

«В зоопарке были тигры» или «В зоопарке Я видел тигров — и хотя они были страшные, мне было весело».

Ученые выдвигают и другие версии. 

У ребенка не развит в достаточной степени отдел мозга, отвечающий за запись воспоминаний, — гиппокамп. Полностью он формируется к семи годам и продолжает развиваться в юности, именно поэтому детство и отрочество — идеальный период для обучения. А у младенцев, увы, нет толкового инструмента для записи событий.

Во всем виноваты растущие нервные клетки. Мы привыкли говорить, что «нервные клетки не восстанавливаются». Но раннее детство как раз время интенсивного развития клеток головного мозга и формирования новых структур из них. Правда, в ходе этого развития часть прежних структур становится ненужной. Активно накапливаются свежие воспоминания — и столь же активно «стираются» старые, чтобы не перегружать информацией неокрепший детский мозг. Все логично: зачем хранить то, что, с точки зрения растущего организма, более никогда не понадобится? Впрочем, существует гипотеза, что ранние воспоминания где-то хранятся, но доступа к ним мы не имеем.

Способность помнить связана у детей с развитием речи. Ребенок запоминает только то, что сам может выразить словами. Нет слов — нет воспоминаний. Дети, которые поздно научились говорить, воспроизводят меньше событий, чем их более разговорчивые сверстники. 

 

Иван Шестов