В чем причина детских суицидов и могут ли родители повлиять на это? В столь щепетильной теме нам помогла разобраться психолог, руководитель Студии личного развития «Лада» Марина Смовж.

«Есть такой миф, что суицидальным настроениям подвержены только психически нездоровые люди, но это не так. Любой человек, будь то здоровый или психически больной, может думать о суициде, и не только думать, но и реализовать свои мысли. Причин, по которым дети могут задумываться о самоубийстве – множество.

Фундамент для суицидальных настроений появляется тогда, когда ребенок слышит (или чувствует, или додумывает слова родителей), что он недостаточно хорош. Да попросту – плох, отвратителен. С таким родительским посылом у ребенка возникает не только чувство неполноценности и стыда, но и вины за то, что он не может быть тем идеальным мальчиком или девочкой, которым его ходят видеть мама и папа. Ведь в родительской трансляции о детской нехорошести других виновных, кроме самих детей, нет. И, как известно, тот, кто виновен, должен быть наказан. Порой атмосфера настолько эмоционально непереносима для детской психики, что единственным и, главное, самым надежным способом наказания за свое несоответствие и плохость, является лишение себя жизни. Ведь если меня нет, то нет и всего того отвратительного, что со мной связано. Самоубийство – это такое наказание, которое исправит плохое поведение раз и навсегда.

Суицид – это крайний результат, который возможен в деструктивных детско-родительских отношениях. Когда нет родительского принятия, поддержки, заинтересованности, внимания, эмоциональной близости, когда существуют только требования, оценки, недовольство, пренебрежение, тогда у ребенка формируется отрицательный я-образ. С таким восприятием себя он живет, сталкивается с обстоятельствами мира, не ощущая почвы под ногами. Его стрессовые состояния усиливаются и перерастают в депрессию, которая может найти выход в подростковом возрасте, в буквальном смысле, в оконном проеме.

Это очень похоже на пружину в будильнике, которая закручивается негативными родительскими посылами и в один неожиданный момент стремительно пугающе с диким шумом развинчивается.

Есть другая крайность, которая может привести к увлечению суицидальными сообществами в социальных сетях. В данном случае летальный исход менее очевиден, в силу иных задач, которые возлагаются на сообщества. Но пренебрежительно относиться к его вероятности не следует.

В этом, втором, случае самоубийство и увлечение сообществами, для которых данных ритуал имеет огромное мировоззренческое значение, например, готы, эмо и т.п. (готы и эмо – молодежные субкультуры, в которых так или иначе культивируется тема смерти – прим. Артем Магидович), выступает не как наказание за детскую несостоятельность, а как острое переживание жизни. В настоящее время детские психологи отмечают, что родители изо всех сил стараются быть правильными, осознанными, обеспечить детям счастливое детство, в котором не будет места психологическим травмам. Такое поведение родителей, вероятнее всего, является компенсаторным, то есть антисценарием тех родительских отношений, которые они испытывали в собственном детстве. В результате дети таких компенсированных родителей получают от них гиперопеку, которая помещает ребенка в ватный кокон, лишенный малейших фрустрирующих моментов. Его стены, как ни странно, также отдаляют ребенка от родителя, как если бы мать или отец напрямую отвергали его. Эмоциональной связи здесь нет. Ведь закутывая в шелковую оболочку свое дитя, родители сами не способны прикоснуться к нему, и для них важнее всякой привязанности, чтобы из куколки появилась прекрасная бабочка. В таком коконе дети не чувствуют жизни, и чтобы ощутить себя живыми, они стремятся прикоснуться к чужим травмам – самые сильные из них собраны в суицидальных сообществах. Таковы фундаментальные предпосылки для формирования у подростков суицидальных настроений и интересов».

«Имея фундамент, описанный выше, происшествия с высоким эмоциональным зарядом могут стать спусковым крючком. К суицидоносным событиям можно отнести смерть значимого близкого человека, развод родителей, переезд в другое место жительства или перевод в другую школу, несправедливая с точки зрения ребенка оценка учителя, буллинг (издевательства в школе со стороны сверстников и старших учеников), сексуальное насилие и беременность, неразделенная любовь.

В тяжелых для ребенка ситуациях, необходимо с ним говорить. Какие чувства испытывает ваш ребенок от того, что пришлось переехать? Какие у него отношения в школе с одноклассниками? С кем он дружит? Говорите с ним об этом, но не навязывая свое общество, не тоном прокурора, а давая понять, что вам не безразлично, что происходит в его внутреннем мире. До 11-12 лет сформировать дружескую привязанность с ребенком проще, чем в более старшем возрасте. Поэтому не упускайте момент.

Чтобы знать, чем делится ваш ребенок в соцсетях, заведите себе аккаунты, изучайте его интерес. Хорошо, если у вас доверительные отношения и сын или дочь смогут вас «зафрендить». Но если этого нет, то чтобы быть в курсе внутренних событий, можно использовать вымышленный аккаунт. Опять же, не превращайте это общение в тотальный контроль. Жесткими требованиями и угрозами можно добиться не близости, а наоборот -отдаления. Постарайтесь при нежелательном для себя поведении ребенка взять себя в руки и спокойно прояснить тревожащие вас обстоятельства. Почему нужно взять себя в руки? Потому что первая реакция, которую испытывает родитель, заподозривший потенциальную беду – это страх. Страх руководит человеком и направляет его поведение в два возможных русла последующих эмоций – либо в агрессию (тогда скандал неминуем), либо в апатию и бессилие (тоже к результату не приводит)».

«Первое, что может броситься в глаза — это излишняя замкнутость ребенка, подавленность. Она может быть неявной, то есть на ваш вопрос: «Почему такой смурной?» может последовать ответ: «Все нормально». Однако маркерами депрессии могут стать увлечения депрессивной музыкой, такими субкультурами как готы, эмо, пессимистичные размышления о жизни, при этом в черные тона окрашиваются не отдельные события, а все мироощущение ребенка. Могут быть слышны частые разговоры о смерти или самоубийстве. Подавленность может проявляться и как пренебрежение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены. Также заслуживают внимания нанесение себе проколов или порезов, сопровождающееся объяснением, что это красиво.

В период предсуицида характерны также перепады настроения. Ребенок может часто обижаться, беспокоиться без должного на то повода, стыдиться чего-то или постоянно говорить о том, что он в чем-то виноват.

Родительское внимание особенно должно быть обострено в случаях, когда ребенок уходит из дому или злоупотребляет психоактивными веществами и алкоголем.

Если вы обнаружили эти сигналы – прислушайтесь к ребенку, обратите на него свое внимание. Ведь когда он подает их, это означает, что он ищет сопереживания, опору, того самого близкого человека, который может его поддержать и по-родительски заключить в объятия любви, а не наказания. Это первое, что может дать родитель своему усомнившемуся в чистоте мира ребенку. Чтобы более глубинно проработать проблему, не лишним будет обратиться к психологу».