Вроде бы все родители прекрасно знают, что значит безопасно путешествовать с детьми, но почему-то часто идут на опасные компромиссы. Когда едут в автомобиле, например, на короткие расстояния, позволяют себе не пристегнуть ребенка. А когда едут на длинные, могут, например, устроить детское ложе в багажнике большого автомобиля или на заднем сиденье любого другого авто – и опять ребенок не пристегнут ремнями безопасности. Или, что я часто вижу, могут посадить вперед к себе на колени на переднее сидение. Все мы взрослые опытные люди, все мы любим своих детей и не хотим им плохого. Более того, все мы, конечно, отлично водим свои автомобили и не предполагаем в дороге никаких инцидентов. И все же, по данным ГИБДД, за 8 месяцев 2015 года в России в ДТП погибли 14 300 человек, а пострадали – 146 200 человек. 8 507 ДТП произошло с участием детей. В них ранено – 8990 детей, погибли – 305 детей. Поэтому предлагаю забыть о своем водительском мастерстве и мастерстве всех участников дорожного движения, а вспомнить, запомнить и поклясться себе безоговорочно соблюдать правила, отвечающие за жизнь и здоровье вашего ребенка.

Перевозите ребенка только в удерживающем устройстве. Подбирается кресло в соответствии не с возрастом, а с габаритами ребенка – учитываются рост и вес. Кресло для малышей (в первые годы жизни) обязательно должно быть с внутренними ремнями. Любое детское кресло должно быть сертифицировано и иметь документы о прохождении краш-тестов. Конечно, ребенку в нем должно быть удобно. Помните, что пока ребенок маленький, мышцы шеи и голова слабенькие. Нужно подбирать кресло с хорошей защитой шеи и головы. Покупая кресло, обязательно попросите специалиста отрегулировать его перед тем, как вы самостоятельно начнете его использовать.

Пересаживайте ребенка в бустер или на штатное сиденье тогда, когда его рост достиг 150 см. Подбирая кресло или бустер, нужно ориентироваться не на возраст, а на габариты ребенка. Если ребенок подрос и в бустере уже защищен, то есть автомобильные подголовники уже нормально работают на защиту детской головы и шеи, а штатные ремни безопасности проходят не через детскую шею, а через плечо – значит можно высаживать из удерживающего устройства (кресла). Если сажаете ребенка в бустер, то попу поднимайте выше – чтобы штатные автомобильные подголовники выполняли свою защитную функцию для головы и шеи ребенка. Это важно ещё и потому, что зоны защиты головы при боковом ударе спроектированы в автомобилях именно на уровне подголовников и в более низком уровне гораздо выше риск получения травмы. Кроме того, в детских креслах как правило есть система защиты головы и шеи от боковых перегрузок, чего нет ни в бустерах, ни в штатных сиденьях, поэтому использование детского кресла наиболее предпочтительно.

Устанавливайте детское кресло в зоне видимости родителя. Самые безопасные места – это задние сидения. Мои рекомендации – ставить кресло сзади справа, чтобы родитель, который за рулем, мог видеть ребенка. Многие, знаю, предпочитают устанавливать кресло посередине задних сидений. Не рекомендую – во-первых, посередине нет изофикса, во-вторых, при резком торможении все, что находится в руках у ребенка, может полететь во впереди сидящих взрослых. В соответствии с ПДД (пункт 22.9), можно перевозить детей до 12 лет на переднем сидении только в удерживающем устройстве. И подушка безопасности маленького пассажира должна быть выключена. Не отключать подушку вы можете тогда, кода рост ребенка достигнет 140 см.

Не перевозите детей на коленях. Да, это относится и к новорожденным детям. При столкновении ни один взрослый не сможет удержать на руках ребенка. Что будет? Будет все – от увечий до гибели. Как и почему – посмотрите видео краш-теста.

Перевозите малышей до 13 кг только в автокресле группы 0+. Это кресла, которые устанавливаются лицом против хода движения. Ключевые слова здесь – «против хода движения». Потому что у детей до 5 лет шея еще не окрепла, а голова относительно тела – большая и тяжелая. При фронтальном ударе голова по инерции движется вперед, и высока вероятность получить травму шеи. Когда ребенок сидит против хода движения, нагрузка при фронтальном ударе распределяется равномерно.

Меняйте удерживающие устройства и ремни безопасности после аварий. После аварий кресла и ремни не обладают необходимой прочностью из-за перегрузок на все компоненты. Поэтому не поленитесь – купите новое кресло.

Использовать детский режим для дверей и стекол. Сделайте так, чтобы задние окна не открывались до конца — чтобы ребенок руки не прищемил. Не должно быть у маленького ребенка возможности открыть дверь, стекло, высунуть руки и так далее. Ну, и конечно, разговаривайте с ребенком – объясняйте правила поведения в автомобиле.

Не оставляйте ребёнка в автомобиле одного даже на короткое время! Помимо того, что ребёнок в ваше отсутствие находится без присмотра, и может самостоятельно спровоцировать опасную для него и окружающих ситуацию, никто не застрахован от того, что ваше отсутствие окажется дольше запланированного, и ребёнок начнёт страдать от жары, холода, жажды и других поражающих факторов. Кроме того, оставленный автомобиль с ребёнком внутри может быть эвакуирован или стать участником какого-либо инцидента, что может негативно сказаться на психофизическом состоянии ребёнка.