Дети плохо учатся по разным причинам. Вопрос номер раз – почему? Вопросы номер два – чем помочь и как исправить?

Если все причины разделить на два кита, то это либо расстройство поведения (например, синдром дефицита внимания или дислексия), либо издержки воспитания. Так считает школьный психотерапевт Патриция Ривелл из Принстона, на которую ссылается американский бестселлер 2001 года MOM’S MEDICINE (2001, Rodale Inc.) Книжка была переведена на русский язык и издана в 2007 в России “Издательским Домом Ридерз Дайджест”.

Если тему поведенческих расстройств я считаю необходимым оставить докторам – поведенческим терапевтам, то в смысле воспитания мы — родители —  что мы упускаем? Передо мной сейчас простые и здравые умозаключения и рекомендации американских специалистов-консультантов той же MOM’S MEDICINE – школьного психолога Адриенны Джои (Филадельфия), психиатра Норин Джослин (Уэстлэйк) и школьного психотерапевта Патриция Ривелл (Нью-Джерси).

Ищем причину плохих отметок

Первое, что необходимо сделать, если условные «двойки» пошли с первых классов, проверить зрение ребенка. И проверяйте его регулярно. Оно, зрение, может портиться внезапно. Соответственно, если ребенку становится некомфортно или трудно читать и писать, он не будет понимать причину трудностей и станет избегать этих занятий.

Если со зрением – порядок, то второе, на что предлагается обратить внимание – это отсутствие у ребенка настроя на учебу. Может, не приучили к книгам, не привили вкус к любознательности, не создали дома рабочего места, мотивирующего к учебе.

Исправляемся

  • Беседуйте с ребенком, обсуждайте разные темы. Пусть он задает вопросы, старается находить на них ответы разными способами – в книгах, интернете, спрашивая других людей. «Я хочу узнать, какой главный символ Парижа!» — сказала моя дочь, готовя задание к уроку французского, и пошла спрашивать Википедию.
  • Больше читайте детям, читайте свои книги или журналы при них – покажите, что и вы в постоянном поиске информации и ответов на вопросы. Расскажите, что вы искали и как это нашли.
  • Предложите бумагу и карандаши/фломастеры/краски как постоянных спутников – чем больше ребенок пишет/чертит/рисует, тем лучше развивает школьные навыки и четче организует и материализует то, что происходит в голове.
  • Играйте в настольные игры на очки. Они приучают к наблюдательности и устному счету.
  • Считайте вместе всегда и везде – путь ребенок составляет свой собственный бюджетный план на месяц. На игрушки выделено столько-то денег – пиши, что покупаем в этом месяце. Пусть рассчитывает время и расстояние. Хочешь подольше поспать – распланируй по минутам свои сборы перед школой. Зубы – столько-то минут, одевание – столько-то и так далее. Сделайте счет частью его повседневной жизни с точки зрения интереса ребенка.
  • Всегда требуйте объяснений. Почему ты так думаешь? Почему ответ задачи именно такой? Как ты пришел к этому выводу? Вы точно будете понимать ход мыслей и  улавливать слабые места, если таковые будут.

Неуспеваемость старшеклассников стоит на следующем уровне и снова на двух китах. Первый – повышенные нагрузки (дополнительное образование, выбор ВУЗа, подготовка к поступлению), второй – переходный возраст (самые разные влияния окружения, заниженная самооценка).

Наши действия

  • Тренируйте память. Пусть ведет дневник, чтобы ничего не забыть. Пусть пишет напоминалки. Любые ассоциативные крестики на ладони, узелки, перед сном или перед выходом в школу вслух повторить, что нужно сделать – все подойдет.
  • Соблюдайте режим. Домашнее задание нужно делать в одно и то же время.  Это дисциплинирует. Это становится неотъемлемой частью дня.
  • Организуйте рабочее место. Все должно быть удобно и по-деловому.
  • Договоритесь о правилах.  Хороший результат в школе – поощрите ребенка. Плохой – его придется исправить на хороший. Я против наказаний в авторитарном режиме – «если получишь двойку, не пойдешь в гости к Сереже» и тд. Я предпочитаю на переправе договориться о том, что время развлечений придется потратить на учебу. Причина понятна.
  • Проверяйте домашнее задание и школьные работы. Ищите слабые звенья и усиливайте их.
  • Культивируйте «крутость» умников. Да, быть ботаником и умником – классно! Шерлок Холмс, Индиана Джонс – выберете примеры для подражаний.
  • Нет таких слов – «я не могу». Вечные слова, которые, тем не менее, не должны остаться без обсуждения. Почему не можешь? Найдешь причину – мы вместе найдем решение.
  • Не упустите возможный конфликт в классе. С учителем или одноклассниками. Возможно, ситуация на уроке по проблемному предмету такова, что учиться просто невозможно. А дома ребенок естественно отвергает все занятия, связанные с личностными противоречиями.
  • Будьте чуткими к эмоциональному состоянию ребенка. Вдруг он что-то переживает, и поэтому забросил учебу? А перед вами просто создает видимость? Все ли в порядке с отношениями в семье – часто бывает, что ссоры с родителями провоцируют плохую учебу или плохое поведение как способ протеста.
  • Обязательно разговаривайте с учителем. Принимайте от него подробную объективную и субъективную информацию. Разговаривайте, имея ее в виду, со своим ребенком. Анализируйте факты из всех источников и делайте верные выводы.

P.S. Википедия, кстати, выдала 13 равноценных символов Парижа – Бастилия, Эйфелева башня, Герб Парижа, Женевьева Парижская, Лувр, Мулен Руж, Флаг Парижа, Сена, Собор Парижской Богоматери, Триумфальная арка, Тумба Морриса, Уличная табличка и Фонтанчик Уоллеса. Но мы с дочерью нашли четырнадцатый и сделали его самым главным символом – парижский багет. Длина – 65 см, ширина – 5-6 см, высота – 3-4 см, вес – 200 г. Каждый день в Париже продают более полумиллиона багетов.