Откуда взялся естественный и искусственный смех, почему ребенок смеется от щекотки, опасно ли смеяться без звука и как отличить нервный смех от «смешинки».
Смех – врожденная человеческая способность. Его первые проявления видны на 17 дне жизни ребенка. Смех – это что? С физиологической точки зрения это непроизвольные движения мышц лица, которые не обязательно могут сопровождаться звуком. Многие ошибочно принимают смех без звука за нервный смех. Нет, это, скорее, можно назвать особенностью, при которой эта реакция происходит без подключения голосовых связок. То есть своеобразная естественная манера. Нельзя научиться естественному смеху. Нельзя искусственно вызвать смех.
Конечно, это сигнал удовольствия и радости. Смех многомерен и может рассматриваться и как физиологический процесс, и как эмоциональная реакция, как коммуникативный жест, как уровень культуры человека. Смех имеет свою историю развития и культурное содержание. Он появился около 10 миллионов лет назад, и первоначально служил сигналом, указывающим на отсутствие опасности. Ученые высказывают мнение, что смех как физиологическое явление наблюдался еще у приматов – с помощью смеха они выражали победу и удовольствие. Также во время борьбы они использовали смех как оружие для нейтрализации опасности.
С точки зрения физиологов, смех является проявлением определенных эмоций и служит для разрядки эмоционального напряжения. Смех как компенсаторный механизм противопоставлен страху и серьезности обыденной жизни. По этой же причине – смех от щекотки, например. «Щекотка» досталась человеку от животных – это сигнал к обнаружению насекомых на коже. А смеется человек при щекотке как раз из-за генетической опасности – это рефлекторный смех, и вызван он очень высоким уровнем нервного напряжения.
Ребенок, по мере взросления, учится пользоваться смехом как механизмом социализации. На начальном этапе жизни ребенка смех свидетельствует о хорошем настроении, что, несомненно, радует родителей. Дальнейшее овладение этим навыком может настораживать или даже огорчать родителей.
Почему?
Родители могут наблюдать намеренное привлечение к себе внимания посредством смеха, намеренное «выдавливание из себя» смеха, подстройку под другого ребенка или группу детей. Ребенок может посмеяться над неприятностью другого ребенка, — все это вопросы, связанные с воспитанием. Решаются они разъяснением поведения, принятого в данной семье и обществе.
Смех – это культурное явление.
Английские или, например, японские дети, не засмеются над тем, над чем засмеется русский ребенок. И наоборот.
По мере взросления, дети наряду с естественным смехом (выражение радости, приятного удивления, реакции на неожиданность) овладевают навыком искусственного смеха – смеха над шутками. Сначала дети подражают взрослым – слышат их смех над шутками, приносят взрослые шутки в детский сад или школу, смеются сами и приучают или вынуждают смеяться других детей. Как правило учатся у лидера: засмеялся лидер – засмеялись все остальные.
Смех – это сложное, многофункциональное явление.
С точки зрения культуры и коммуникативных жестов,на смех оказывают влияние возраст, пол, образование, язык и культурные ценности: что смешно для одних – может вызывать грусть у других.
Смех, выполняя социальные функции помогает человеку стать частью общества:
- Смех как выражение внутренней радости и возбуждения.
- Смех для снятия напряжения.
- Смех для создания или уменьшения социального расстояния.
- Смех, разделяемый членами группы, свидетельствует о ее сплоченности, единомыслии.
- Смех может использоваться для демонстрации преданности кому-либо.
- Смех, как привлечение внимания.
- Смех как маска для переживаний и истинных намерений.
- Смех для унижения соперника.
Бывает состояние «смешинка в рот попала» — дайте ребенку просмеяться. Если это происходит в неподобающем месте – пусть выйдет. С кем не бывало таких ситуаций?
Как родителям различать состояния «смешинка в рот попала» и «нервный смех»? Первое явление достаточно редкое, эпизодическое. «Нервный смех» имеет другие оттенки: он резкий, может сопровождаться «першением в горле» и он постоянный. «Нервный смех» сопровождает повышенное возбужденное состояние ребенка. Если вы наблюдаете комплекс симптомов, то нужно обратить внимание на свое поведение, может быть вы резки или грубы с ребенком; может быть, у ребенка не складываются отношения с ровесниками, и он нуждается в помощи взрослых, психолога; может быть,нужна консультация невролога.
Так же у ребенка может наблюдаться следующее:
Веселье и радостное настроение, которое невозможно остановить. Обычно оно переходит в повышенную двигательную активность, которая заканчивается физической травмой (ребенок падает, с кем-то или чем-то сталкивается) и слезами (сбросом нервного возбуждения).
Внезапные слезы. Повышенный положительный эмоциональный фон неожиданно для всех начинает сопровождаться слезами, так называемый «смех сквозь слезы». Подобное поведение ребенка свидетельствует о том, что в центральной нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. При появлении таких моментов в поведении, необходимо обратиться за помощью к психоневрологу.
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.