Проблемы чтения, письма и особенность обучения у ребенка – как отличить дислексию от нарушений из-за недостаточного обучения.

Дислексия — это нарушение чтения при сохранных интеллекте, зрении и слухе. Так, если ребенок не получал достаточного обучения и при этом плохо читает, то нельзя утверждать, что это дислексия. Как и в том случае, если у него снижен интеллект, наблюдается нарушение слуха или зрения. Правда, в последнем варианте может быть диагностирована и так называемая «тактильная дислексия», то есть нарушение тактильного чтения азбуки по Брайлю.

Среди основных симптомов дислексии: замедленное чтение (по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв) и нарушение понимания смысла прочитанного.

 

Речь. Первое, что должно насторожить родителей, это отсутствие устной речи в возрасте 2-3 лет.

Пространственные ориентировки. Ребенок категорически не должен к определенному возрасту (примерно 5-6 лет) путать лево-право, верх-низ.

Слова и смысл. Необходимо обратить внимание и на способность ребенка к слогослиянию: если он не может сложить части одного слова, вероятно, это дислексия.

На начальном уровне обучения чтению (возраст 5-6 лет) стоит обращать внимание на содержание, а не на технику чтения: узнает ли ребенок слова, понимает ли, что они означают, может ли пересказать текст, который только что прочитал, понимает ли скрытый смысл. Считается, что навык чтения хорошо бы ребенку усвоить к первому классу, чтобы в первом классе спокойно сосредоточиться на обучении навыку письма.

Техника чтения. К началу второго класса, когда навык чтения начинает более-менее устанавливаться и автоматизироваться, нужно обратить внимание на технику чтения — если она так и осталась послоговой, следует обратиться к специалисту.

Обычно родители приходят в ужасе к специалисту в начале третьего класса, когда в школе резко возрастает объем материала (например, нужно списать не две строчки в упражнении, а уже полстраницы) и у детей просто нет времени и возможности долго перешифровывать зрительные образы, они перестают успевать в классе, накапливается неусвоенный материал. Но это усложненный вариант дислексии. Ранним этапом выявления считается конец первого-второй класс.

Нарушение правильной работы отделов мозга. Иногда в литературе я наталкиваюсь на смешную картинку, где изображен мозг с отмеченными на нем “центром письма” и “центром чтения”. Однако это в корне неверное представление, потому что и письмо, и чтение — процессы, в которых одновременно задействованы разные отделы мозга: человек не может читать без развитой устной речи, без понимания смысла и контекста, без правильного движения глаз, а также без сформированного пространственного мышления (детям без разницы, с какой стороны начинать чтение, потому что смысл прочитанного ускользает в любом случае — при чтении слева или справа, снизу-вверх и сверху-вниз).

То есть, если нарушен или плохо сформирован один из перечисленных мной процессов, то появляется нарушение чтения и, соответственно, письма.

Нарушение письма называется дисграфией, и она “существует” одновременно с дислексией: если ребенок не согласует падежные окончания, когда строит устную речь, если неправильно читает, то скорее всего также неправильно и напишет.

Наследственность. Немалую роль в развитии дислексии играет и наследственный фактор, примерно, в 40-70% случаев.

Семья. Вероятность дислексии в много читающей семье значительно ниже.

Язык. Имеются в виду особенности языка. Например, в английском языке чтение (фонологический образ слова) не совпадает с написанным (со зрительным образом). Это создает дополнительные сложности для восприятия и понимания текстов. Именно поэтому в Великобритании на дислексию проверяют почти всех дошкольников.

Утверждение спорное, но, безусловно, требует исследований. Действительно, детство сейчас другое. Предыдущие поколения, например, мы с вами, будучи детьми и школьниками, проводили много времени, общаясь с друзьями, играя во дворе в прятки-жмурки. Сегодня мало кто из моих знакомых позволяет себе отпустить ребенка во двор одного. Ребенок большую часть времени проводит наедине с собой в четырех стенах. Таким образом, неизбежно возникают проблемы общения, развития социальных навыков, двигательной стимуляции, развития крупной и мелкой моторики, ощущения пространства и многого другого.

Чтение и общение. Сегодня есть масса полезных приложений, в том числе для развития чтения и пространственного восприятия. В интернете можно не только мультфильмы смотреть, но и получать с его помощью полезную и развивающую информацию, знания.

Я — сторонник развития навыков чтения за счет интереса и содержания, а не технологий: главное ЧТО читать, а не НА ЧЕМ; никто и ничто не разовьет навыки чтения лучше, чем интересная книга и читающее окружение. Старые-добрые книги, которые можно полистать, потрогать, посмотреть иллюстрации, пятнадцать раз вернуться к понравившемуся месту — самое лучшее средство именно для начала чтения. Потом можно переходить, например, к «электронным» текстам, но книга — должна быть первична. Чтение — это совместная деятельность, сначала со взрослым, потом со сверстником, сначала в плане совместного рассматривания и партнерского чтения, а потом в плане обсуждения и обмена мнениями, поэтому чтение отдельных слогов или слов представляется не самым интересным занятием. Чтение всегда должно быть средством.

Паниковать не стоит в любом случае, потому что нарушение чтения в той или иной степени всегда корректируется.

Поскольку дислексия связана с навыком чтения, то утверждать, что она есть у ребенка 2-4 и даже 5 лет – это как гадать на кофейной гуще. Строго говоря, мы не имеем права смотреть навык чтения у ребенка до начала обучения в школе, но можем прочитать ему сказку и попросить пересказать, если он не сможет этого сделать, то, да, это проблема, и с ней нужно активно работать.

И еще важно понимать: если ребёнок ошибается, то делает это не “из вредности”, “от лени” и “всем назло”, а, с большой вероятностью, он имеет особенности мозговой организации психических процессов и нуждается в помощи специалистов.

В России дислексия традиционно рассматривалась в рамках логопедии, но сейчас вышла за ее рамки и сместилась в область практики: сегодня с проблемами такого характера работают неврологи, нейропсихологи, нейролингвисты, педагоги.

Нейропсихолог занимается формированием мозговой организации высших психических функций: восприятие, память, внимание, речь, мышление.

Медикаментозная. Невролог может назначить некоторые лекарственные препараты, которые создают условия, например, для регуляции процессов бодрствования и сна в мозге, обеспечения поступления в него питательных веществ, кислорода.

 Педагогическая. Обращаю особое внимание — никакая таблетка не даст навык — чтению не научит, не сформирует образ буквы, не научит правильно дышать и прослеживать глазами строчки. Поэтому важнейшее место отводится педагогической коррекции, занятиям с логопедом и нейропсихологом. Курс коррекции довольно длительный — не меньше одного учебного года. И обычно справиться с дислексией на 100% нельзя, эффективность коррекционной работы оценивается как отечественными, так и зарубежными специалистами в 50-70%.

Двигательная коррекция. Я, как нейропсихолог, занимаюсь с детьми-дислексиками сенсомоторной коррекцией, которая помогает мозгу начать работать так, как он должен. Это и упражнения, направленные на формирование межполушарных связей, и глазодвигательные упражнения, и дыхательные упражнения, потому что чтения без правильного дыхания быть не может. В начале 80-х на Западе появилась методика мозжечковой стимуляции (до России она дошла буквально в последнее десятилетие), в частности, занятия на балансировочной доске. Один мальчик из Израиля, например, много лет страдал дислексией. Повзрослев, он научился серфингу — вернувшись домой после такого отдыха, он стал читать названия улиц, вывески, а потом и книги — механизм “включился”. Серфинг — это потрясающая мозжечковая стимуляция, тот самый баланс.

Правда иногда, на поздних этапах, только двигательной коррекции уже недостаточно, требуется еще и когнитивная, в частности, формирование пространственных представлений — пространства листа, формирования понятий “над”, “под”, “за”, “перед”. Помогает рисование двумя руками, пересечение средней линии, игра на фортепиано (в правой руке мы удерживаем одну программу, в левой – другую. По сути руки выполняют разные действия). Модификация игры “Горячо-холодно” также способствует формированию пространственного мышления: в комнате прячут игрушку и просят ребенка ее найти, давая различные указания — “налево”, “направо”, “вперед”, “назад”, “повернись”, “наклонись”, “присядь”, “посмотри наверх” и так далее.

Логопедическая коррекция. Логопедическая коррекция достаточно традиционна и в большей степени фокусируется на формировании фонетико-фонематического компонента, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматическом строе речи. Поэтому так важно, чтобы логопед и нейропсихолог работали совместно.

В любом случае, коррекция — это целый комплекс упражнений, в правильной последовательности. Родителям также стоит настроиться на “домашние задания”; это ежедневный колоссальный труд: специалистов, родителей и самого ребенка.

Могу назвать имена известных людей, которые страдали дислексией, но при этом добились большого успеха. Например, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Том Круз. Агата Кристи (великая писательница, которая страдала нарушениями чтения). Ричард Бренсон – миллиардер, глава компании Virgin. Владимир Маяковский, во многом именно поэтому его рифма столь специфическая, а еще он категорически не понимал знаки препинания и, для порядка, просил расставить запятые своих друзей.

Есть замечательный индийский фильм “Звездочки на Земле”, который показывает механизм дислексии изнутри, способы ее коррекции, а также отношение к детям с подобной особенностью развития. Это история учителя, который нашел подход через рисование к мальчику-дислексику, понял способ его восприятия мира и знаков, самого процесса чтения. Этот фильм вдохновляет.

Эмоционально меня также задела история девочки-подростка, сейчас она учится в 7 классе. У нее первично нарушение устной речи – и, соответственно, нарушение чтения и дизорфография. У нее нет системы русского языка, она понятия не имеет не только, какая это орфограмма, но и что это слово вообще означает. Когда мы только начали заниматься, она делала примерно 20 ошибок на страницу. Через несколько месяцев работы ошибок стало заметно меньше — 12 на страницу.

На Западе больше ориентированы на создание особых условий обучения для дислексиков — другой цвет бумаги, определенный шрифт, определенный межстрочный интервал. Иногда переходят на электронные учебники, текст в которых можно «отрегулировать» под особенности восприятия каждого конкретного ребенка.

 За рубежом в принципе все гораздо проще в плане работы с дислексиками: детей не стараются подогнать под общую гребенку, там гораздо более гуманно и терпимо относятся к темпу усвоения информации, к особенностям восприятия. Так, государственные программы поддержки детей-дислексиков есть в Великобритании, Греции, Испании, Словакии, в странах Скандинавии.

У меня, например, был ребенок, который учился в школе в Испании: там педагоги не обращали внимание даже на то, как ребенок держит ручку — главное, что ему удобно. Кстати, согласно некоторым исследованиям, дети с дислексией специфическим образом держат ручку. То есть, как угодно, только не правильно – тремя пальцами. Но, если ребенок держит ручку неправильно, это не значит, что у него дислексия. Это просто манера.

Физическое развитие. В раннем возрасте обратите внимание на двигательное развитие ребенка — насколько он активный, ловкий, подвижный.

Устная речь. Развита ли она? Умеет ли ребенок произносить и повторять звуки, согласует ли слова между собой.

Навык чтения. Понимает ли ребенок слова, которые читает, может ли пересказать услышанный или прочитанный текст, проявляет ли любознательность. Другими словами, ребенок должен познавать мир широко открытыми глазами 24 часа в сутки. Если же наблюдается неусидчивость (неинтерес к рассказам, к чтению), вялость, леность, моторная неловкость, если ребенок не определился с ведущей рукой к пяти годам, не может срисовать что-то по образцу, путает лево-право — это признаки особенностей развития.

Ваши сомнения. В случае любого сомнения следует проконсультироваться у логопеда, нейропсихолога и невролога. Состояний ребенка со сходными дислексии проявлениями очень много, поэтому и необходимо обращаться к специалистам.

Коррекция. Коррекция дислексии и сопутствующих особенностей достигается только совместной работой специалистов, родителей, учителей — последовательной и регулярной. Навык чтения всегда можно улучшить. Безусловно, не стоит ждать чудес от одной таблетки, но практическая работа однозначно поможет. Самое главное — это социализация. То, какой личностью вырастет ваш ребенок, насколько он будет компетентен и приспособлен к жизни.