Еще до того, как ребенок научится читать, уже в трехлетнем возрасте он начинает осознавать, что написанное слово отличается от простого рисунка, установили ученые из Университета Вашингтона в Сент-Луисе. Этот факт является первым шагом к началу чтения и позволяет на ранней стадии определить, нуждается ли ребенок в дополнительных занятиях по чтению.

Одним из развивающих занятий для детей является демонстрация ребенку табличек с различными написанными словами – предметами, животными и т.п., и чтение вслух этих слов. Если во время такого занятия ребенку показать табличку с написанным словом, например, «собака», а прочитать его как «щенок», и ребенок при этом заметит, что слово на табличке имеет другой смысл, то это будет сигналом того, что у ребенка появляются первые навыки чтения,и он готов к их развитию.

«Результаты нашего исследования показывают, что дети с раннего возраста обладают некоторыми базовыми знаниями о письме, — рассказывает соавтор исследования, доктор наук, профессор детской психологии развития в области науки и искусства, Ребекка Трейман. — Опираясь на эти данные, мы в раннем возрасте можем определить, какие дети будут преуспевать при обучении чтению, а кому потребуется дополнительная помощь».

Это исследование, опубликованное в журнале ChildDevelopment, основывается на двух экспериментах с 114 детьми в возрасте 3-5 лет, которых еще не учили читать и писать. Исследователи изучали способность детей понять, что написанное слово, например, «собака», имеет определенное звуковое произношение, а изображение собаки можно назвать «собакой», «щенком» или даже назвать ее кличкой знакомой собаки.

В первом эксперименте детям читали слово «собака». Далее, когда детям читали слово «собака» как «щенок», многие из детей поняли, что это неправильно. При этом в схожем задании с рисунками дети говорили, что щенок это правильное название изображения собаки. Это говорит о том, что дети, которые еще не умеют читать, понимают, что написанное слово, в отличие от рисунка, это конкретная лингвистическая единица. Написанное слово должно читаться всегда одинаково, а рисунок иногда можно обозначить разными словами, объясняют ученые.

Многие дети учатся читать только с пяти лет, однако согласно результатам этого исследования, уже с трехлетнего возраста у детей можно наблюдать развитие базовых языковых навыков.

«Тот факт, что дети дошкольного возраста, которые еще не умеют читать, понимают, что написанные слова отличаются от картинок, означает, что знание маленьких детей о внутренней структуре письменного знака намного сложнее, чем мы думали раньше», — говорит соавтор исследования, доктор наук, доцент кафедры психологии Лори Марксон.

Десятки исследований показали, что чтение маленьким детям способствует дальнейшему развитию у них навыков чтения и письма. Это исследование одним из первых предлагает простой метод определения того, что ребенок понимает базовые принципы письма как знаковой системы. Это понимание может сыграть важную роль в дальнейшем обучении чтению и письму.