Вы отдали ребенка в спортивную секцию со сложившейся командой. А ваши дети – или из другого спорта, или вовсе новички. Рекомендации родителям от наших экспертов.

Не редки случаи, когда ребенок, переходя из школы в школу, становится объектом насмешек и обид от новых одноклассников. В спорте, где коллектив детей объединен одной целью, где интересы и увлечения детей пересекаются, такие ситуации менее вероятны, но они, все же, иногда возникают. Зачастую родители отдают ребенка в секцию, когда занятия там уже идут вовсю, и все ребята давно познакомились между собой. Попадая в другую команду или другой вид спорта, ребенок оказывается в новом для себя, вероятно, уже сплоченном коллективе, где есть свои лидеры, и «роли» уже распределены. И вот тут для ребенка очень важно вписаться в новый коллектив, ведь от этого зависит не только его дальнейшее желание заниматься спортом, но и психологическое состояние.

Как родители могут помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе? И как понять, что существует проблема взаимоотношений с товарищами по команде? Об этом мы сегодня беседуем с психологом Мариной Смовж, консультантом сайта «Помогатель.ру» и руководителем Студии личного развития «Лада».

Марина, насколько тяжело детям вливаться в новый коллектив, особенно если это уже сформировавшаяся, пусть и недавно, команда?

Как правило, ребенок быстрее адаптируется в коллективе, чем об этом думают взрослые. В детском сообществе стать другом можно по самому пустяшному поводу – интересные наклейки на рюкзаке, бутсы той же марки, общие интересы в гаджетах. Порой для взрослых появление нового друга у своего ребенка из команды проходит незамеченным – еще вчера отец или мать встречали его одинокого у раздевалки, а уже сегодня он, не спеша, идет в компании единомышленников.

Как можно помочь ребенку стать своим в команде?

Есть два правила, которые помогут быстро адаптироваться вашему юному спортсмену в коллективе. Первое. Не требуйте от ребенка, чтобы он завел себе друзей в команде. Ваше давление является лишь проявлением вашей же тревоги – а как там ему, хорошо или плохо, не обижает ли кто, все ли получается, как относится к нему тренер?

Второе. Интересуйтесь, что происходит на тренировках. Ваш интерес должен касаться не только новых разученных приемов или игровых комбинаций. Говорите с ребенком о взаимоотношениях в команде. Это будет для него сигналом о том, что вас интересуют не только его успехи в спорте, но и он сам, как личность.

Хотите в процессе беседы дать оценку поступку своего ребенка или участникам его команды? Не спешите слушать своего внутреннего цензора. Спросите, прежде всего, у ребенка, что он думает и чувствует по поводу своих отношений с коллективом и попытайтесь ему помочь своим примером или советом, рассказом о том, как бы вы поступили, окажись на его месте. Сын или дочь рассказывают вам о своих друзьях или недругах не для того, чтобы получить вашу оценку. Им нужна родительская поддержка и совет. Адаптация в новом коллективе пройдет быстрее, когда ребенок будет чувствовать мощный надежный тыл в лице мамы и папы.

Этот базис необходим ребенку. Особенно в тех случаях, когда в команде создается напряжение и разобщенность. Зная о родительской поддержке, у ребенка снизится риск получения низкой самооценки в результате стычек внутри команды. А такие моменты бывают в любом коллективе.

Что делать, если, как вам кажется, ребенка плохо приняли в команде, не доверяют или даже обижают его?

Понять, что ваш ребенок стал объектом для насмешек или недоверия очень просто – он просто не захочет идти на следующую тренировку. И будет искать массу причин, чтобы ее пропустить. Обсуждение происходящего с юным спортсменом станет первым шагом в расследовании. Если вы узнаете, что участники команды обвинили вашего ребенка в неловкости, которая привела к проигрышу, важно объяснить ему, что каждый человек может ошибаться. Его неудачи и он сам – это не одно и то же, если что-то было сделано в игре плохо, это не означает, что он плохой. Да, возможно, сегодня он был не в лучшей форме, но завтра в такую же ситуацию могут попасть его товарищи по команде.

Второй, с кем родителям обязательно нужно разговаривать – это тренер. От наставника зависит очень многое в успехах спортсменов. Он должен хорошо знать мотивы своих подопечных, которые привели их в этот вид спорта. Видеть характерологические особенности детей. От его способности управлять конфликтами зависит атмосфера в коллективе. Согласитесь, вряд ли будет сплоченной команда, в которой, по воле тренера, есть свои «неудачники» и свои «звезды». «Дифференцированная» таким образом команда будет не способна достичь успеха. Задача тренера – создать при помощи родителей из команды единый организм, в котором важны все «органы», все члены команды.

Есть и третьи лица, с которыми вам, как родителю, в сложной ситуации стоит вступить в контакт. Это родители других детей. Родительское общение между собой поможет прояснить и разрешить конфликт. Но в гораздо большей степени общение взрослых будет способствовать недопущению недоразумений между спортсменами. Как правило, благожелательные отношения между родителями проецируются на детей.

Зачастую, кстати, сами родители выступают провокаторами конфликтных историй в клубах. Ведь почти каждому из взрослых хочется, чтобы именно их чадо стало лидером команды. И это желание особенно ярко проявляется, когда сплоченности среди родителей нет.