Преждевременное обучение письму, счету и чтению негативно сказывается на эмоциональном и психическом здоровье ребенка.

О побочных эффектах раннего развития, подготовке ребенка к школе и оптимальном возрасте для начала обучения в школе рассказала нейропсихолог Анна Владимировна Семенович, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования Московского Городского Психолого-Педагогического Университета, автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

Раннее развитие может привести к сбоям в организме ребенка

Анна Владимировна категорически отрицательно относится к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать и считать.

«Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка, — отмечает нейропсихолог. — А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить».

Профессор Семенович отмечает, что существуют нейрофизиологические законы развития мозга, согласно которым энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Среди последствий такого отбора энергии, которые могут проявиться не сразу, специалист приводит энурез, «вдруг» появившиеся страхи, эмоциональные срывы в пубертатном периоде, когда никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

Анна Владимировна говорит, что последствия раннего развития чаще всего начинают проявляться у ребенка при поступлении в школу. «Мама говорит: «Ах, ничего не было и вдруг все появилось». На самом деле все уже было: ребенок начинает хуже засыпать, появляется плаксивость, гиперактивность, масса каких-то чисто невротических проявлений — тики, страхи, просто неадекватные эмоциональные реакции на что-либо. Просто в школе ввиду больших нагрузок и новизны ситуации все это начинает ярко проявляться», — сообщила она.

Самое естественное развитие для ребенка – общение с родителями

Анна Семенович рекомендует начинать обучение ребенка чтению и счету в 4-5 лет. А до наступления этого возраста ребенок должен освоить более простые вещи, как то распорядок дня, в какой одежде он играет на улице и т.д.

«Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов», — отмечает А.В. Семенович.

«То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов», — добавила нейропсихолог.

Анна Владимировна сетует, что на практике, как правило, ребенка просто натаскивают. При этом, по ее мнению, ребенок остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. «Есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск», — объяснила профессор Семенович.

Она отметила, что это не касается детей, которые в четыре года сами учатся читать.

Не делайте из ребенка изгоя

Нейропсихолог Семенович обращает внимание, что если родители фиксируют ребенка на его необычности и на том, что он должен быть оригинальным, что он не как все, то у него будет масса проблем, начиная с того, что у него не будут складываться отношения со сверстниками, и он может стать изгоем.

«Последствия непродуманного раннего развития часто приводят к тому, что родители переводят ребенка на индивидуальное обучение или посвящают себя бесконечным поискам «хорошего» учителя или школы», — добавляет она.

Вместо букв и цифр – творческое развитие

Анна Владимировна отмечает, что детям от трех лет нужны не буквы и цифры, а творческое развитие, например, кружок «гончарная мастерская» или «живопись», вышивание крестиком, лепка, драмкружок и т.д.

«Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому», — считает А.В. Семенович.

Профессор Семенович пояснила, что информация усваивается разными путями, и вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо.

Всему свое время

Анна Владимировна рекомендует отдавать детей в школу в 7 лет, потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

«Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка, — подчеркивает Анна Семенович. — «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала».

Информационный источник: Добрый доктор