Статья Надежды Эйгес – русского педагога, старшего научного сотрудника Института санитарного просвещения в Москве, автора книг по дошкольной педагогике.

Много огорчений и забот доставляет родителям плохой аппетит у детей. Между тем именно от родителей во многом зависит, чтобы у ребенка был хороший аппетит. Плохим аппетитом страдают дети большей частью в тех семьях, где не соблюдаются определенные часы кормления.

Легко «перебить» у ребенка аппетит, если давать ему перед едой сладости. Между тем родители нередко дают детям незадолго до приема пищи то конфету, то печенье, то стакан молока. Конечно, ребенок после этого не сможет сесть с аппетитом за стол.

Часто можно наблюдать, как мать, идя с ребенком с рынка или из магазина, сует ему в руку кусок хлеба, яблоко, печенье, баранку, конфету. Такая еда негигиенична и непременно испортит аппетит. Ребенок ест без аппетита, если его посадили за стол тотчас после того, как он много бегал и резвился. Успокоившись, ребенок начинает есть нормально.

Разного рода сильные переживания не только неприятного характера, но и приятные могут привести к снижению аппетита. Болевые ощущения, обида, огорчения отражаются на нервной системе, вызывают различные расстройства, а в связи с этим нарушение аппетита.

Обычно еда связана у ребенка с приятными переживаниями. Уже самое приготовление к приему пищи способствует появлению аппетита. Ребенок должен вымыть руки, достать нагрудник, сесть на постоянное, удобное место за столом.

Другое дело, если обед для ребенка связан с неприятными переживаниями. Так бывает, например, когда его принуждают есть. В таких случаях у ребенка вырабатывается отрицательное отношение ко всей обстановке, связанной с процессом еды. И нередко аппетит пропадает при одном упоминании о еде.

Особенно важно разнообразить пищу детей. Однообразная пища перенасыщает организм каким-либо питательным веществом, и, естественно, организм относится к нему отрицательно. Если ребенка в течение длительного времени кормить одним каким-либо блюдом в обильном количестве, у ребенка надолго пропадает аппетит к нему. Не раз приходилось наблюдать детей, которые в результате переедания в течение ряда лет питают отвращение к блинам, яйцам и т.п. Любимое блюдо или лакомство, если им злоупотребляют, перестает быть любимым, «приедается». В таких случаях очень важно правильно подбирать блюда, исключая надоевшие и вводя новые, в результате чего аппетит быстро восстанавливается. Если же стараются сломить «упрямство» ребенка и продолжают кормить его однообразной пищей, то редко удается добиться желаемого результата.

В жаркое время года у большинства здоровых детей аппетит обычно снижается. Особенно заметно это при переезде детей из северных областей на юг. Жара вызывает повышенную жажду, сопровождающуюся большей частью пониженным аппетитом, в особенности к жирной пище. Под влиянием перегревания уменьшается выделение пищеварительных соков. Поэтому настойчивое кормление детей в жаркие месяцы, не считаясь с состоянием ребенка, может привести к острым расстройствам пищеварения.
В жаркие дни детям следует гулять в прохладном, тенистом месте, а перед едой полезно искупать ребенка или сделать ему обливание. Чрезвычайно полезны для маленьких детей игры у тазов с водой, куда кладут резиновые и целлулоидные игрушки – все эти мероприятия способствуют закалке ребенка, хорошему сну, аппетиту и жизнерадостному настроению.

Плохой аппетит у детей может быть вызван воспалительными процессами в носу и носоглотке, а также глистами, малярией, болезнями почек, ушей, туберкулезом, повышенной возбудимостью нервной системы, часто повторяющимися ангинами и пр. Родители должны внимательно следить за состоянием здоровья ребенка, точно придерживаться советов врача не только во время его болезни, но и когда он здоров. Но есть дети – большей частью это нервные дети – у которых во время еды выделяется мало слюны, они с трудом едят плотную пищу (запеканки, сухие котлеты без подливки): таким детям надо сухую пищу поливать жидкой подливкой или давать запивать соком от компота, жидким киселем или даже просто теплой водой – тогда они охотно все съедят.

Плохо едят дети, которые мало бывают на воздухе, мало двигаются и от этого становятся вялыми. Родители часто забывают, что гимнастические упражнения, к которым надо приучать ребенка уже с 4-5 месяцев жизни, способствуют не только укреплению мышечной системы, органов дыхания, кровообращения, но и пищеварению. Необходимо приучать ребенка спать в комнате с открытой форточкой – все это закаляет его и возбуждает аппетит.

За едой ребенок должен быть совершенно спокоен; ничто не должно раздражать или отвлекать его. Нужно всячески способствовать тому, чтобы ребенок ел сосредоточенно. Маленького ребенка, который сам еще не умеет пользоваться ложкой, следует кормить медленно, спокойно, ждать, пока он прожует, проглотит пищу и, открыв рот, потянется к ложке. Если ребенку поспешно суют ложку за ложкой в рот, то он отворачивается, раздражается, начинает бояться ложки.

Возбуждению аппетита ребенка способствует самостоятельное пользование ложкой, вилкой – он начинает есть значительно охотнее. С полутора лет ребенка надо приучать самостоятельно пользоваться ложкой, а с трех лет – вилкой.

Легко возбудимые дети отвлекаются всем, что они видят вокруг, и не могут сосредоточиться на еде. За столом они много болтают, вскакивают и убегают, не окончив есть. Таких детей надо кормить в спокойной обстановке. Родители часто делают большую ошибку, стараясь как-нибудь «заговорить ребенка», развлечь его игрой, лишь бы он ел.

Дети замечают тревожное отношение родителей к их плохому аппетиту, и тогда они заставляют взрослых показывать за едой картинки, рассказывать сказки, включать радио, даже танцевать.

Нередко взрослые так ведут себя во время кормления, что сами становятся виновниками ухудшения аппетита у детей, и кормление превращается в сложную утомительную процедуру.

Все попытки развлечь ребенка во время еды не ведут ни к чему хорошему: ребенок не приобретает аппетита, а лишь привыкает есть, не замечая пищи. Но для хорошего переваривания и усвоения пищи нужно, чтобы вид пищи, ее запах вызывали выделение соответствующими железами слюны и желудочного сока.

Иногда родители прибегают к угрозам и наказаниям, заставляя съесть всю порцию, или обещают ребенку награду за съеденный суп или котлету. Все это вредно отражается на характере ребенка. Он начинает пользоваться таким отношением родителей, чтобы добиться исполнения своих прихотей.

Ни в коем случае нельзя кормить детей насильно, чтобы не вызвать у ребенка рвоты. Только от одного вида пищи у ребенка могут быть рвотные движения. Отучать от этого бывает очень трудно. Взрослые должны быть сдержаны во время кормления ребенка. Если ребенок ест самостоятельно, лучше отойти и издали наблюдать за ним.

Следует отметить, что дети, которые воспитываются в яслях, детских садах, очень редко страдают отсутствием аппетита. И часто родители бывают крайне удивлены, когда их ребенок дома отказывается от еды, несмотря ни на какие старания родителей, а в детском саду отлично ест. Это объясняется правильной организацией кормления в детском саду. Новая обстановка, коллектив других детей хорошо влияют на ребенка и он ест охотнее.

Таким образом, ухудшение аппетита у ребенка может быть результатом разнообразных причин, как связанных с состоянием самого ребенка, так и зависящих от окружающих условий.
Чтобы предупредить ухудшение аппетита, необходимо тщательно соблюдать все правила ухода за ребенком, строго соблюдать установленный распорядок дня, не допуская срывов его. Каждая мать должна знать, что у ребенка бывает плохой аппетит, если она нарушает правила, которые мы помещаем на этих страницах. Только при правильном воспитании ребенка можно выработать у него полезные привычки.

Источник: «Детское питание. Книга о том, как правильно кормить ребенка, чтобы вырастить его здоровым и крепким», Госторгиздат, 1957 год.