То, что учитель и ученик общаются в соцсетях, это нормально? Где грань этики и корректности, и как нужно соблюдать дистанцию учителю, ученику и родителю. 

В Департаменте образования города Москвы нам сообщили, что присутствие и деятельность учителей в соцсетях Департаментом не регламентируется, и вопрос морально-этического регулирования взаимодействия учителей и школьников в соцсетях остается на усмотрении самих учителей и руководителей образовательных учреждений.

Тема деликатная. Очень даже. Нас в редакции, как родителей, например, не очень устраивают голые торсы учителей, учительские фото с пьяных вечеринок или из бани. Вот если бы-вот если бы, — подумали мы, — мы могли бы писать обязательные правила при приеме учителей на работу, мы бы им запретили в полотенцах и со стаканами сверкать голыми телами и хрусталем на личных страницах. Потому что они — учителя — они не про баню. То есть мы, «Здоровые дети», за жесткий фильтр.

Мы поговорили с директором  московской школы «Лицей № 1560» Ириной Ждановой и учителем школы с углубленным изучением французского языка № 1251 имени генерала Шарля де Голля Галиной Никольской. Выяснили несколько негласных правил поведения учителей в соцсетях – что разрешено и что запрещено. И как они обращают популярность такого общения на благо отношений с учениками и всего учебного процесса. Мы поговорили именно про формальное общение. Неформальное общение уже выходит за рамки связки «учитель-ученик». При неформальном общении появляется другая связка – совсем не для этой заметки.

Галина Никольская, учитель английского языка средней и старшей школы ГБОУ города Москвы «Школа с углубленным изучением французского языка № 1251 имени генерала Шарля де Голля»: «Я считаю, что учитель категорически не должен выкладывать в соцсети свои фотографии с алкоголем, с вечеринок, в купальнике и т.д. Не нужно провоцировать лишние обсуждения своей персоны, они и так появляются откуда-то, у людей порой бывает очень богатая фантазия. Фото в купальнике может сойти и за фото в нижнем белье, и ты тут ничего не докажешь, что ты на отдыхе и на пляже. В голове учителя должен срабатывать фильтр в сторону мудрого решения. А это, по моему мнению — посвящать учащихся в свою личную жизнь, но не увлекаться. Учитель не должен всю свою жизнь выставлять в фотографиях напоказ».

Ирина Жданова, директор ГБОУ города Москвы «Лицей № 1560», почетный работник народного образования: «В Facebook, «Вконтакте», Twitter и Instagram есть странички не только нашей школы, но и мои личные. Я веду активную деятельность в соцестях, сейчас по-другому просто не возможно. Я освещаю все мероприятия, которые проходят в школе, все новинки, которые касаются  образования и все, что относится к моей профессиональной деятельности и связано со школой. Соцсети помогают учителям общаться с детьми на одном языке, быть в курсе всех новинок, всех проблем, чтобы заинтересовать ребенка, чтобы он с большей охотой общался с этим учителем. Соцсети — это еще и средство контроля учебного процесса. Дети высылают учителям домашнее задание, учителя проверяют и очень быстро реагируют. Изучая новый материал, наши учителя размещают ссылки в соцсетях на фотографии, ресурсы, материалы, статьи, которые они считают нужными, дают рекомендации какими ресурсами можно пользоваться, а какие на их взгляд не вызывают доверие. В нашем лицее очень много учителей, особенно молодых, которые этим пользуются.

Родители заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее получить информацию, которая касается его ребенка. Они активно участвуют в обсуждениях, касающихся школы, высказывают свое мнение, вносят предложения. Сообщение, которое их интересует, они видят сразу и могут быстро отреагировать. Дети также высказывают свою точку зрения на какие-то интересующие их проблемы. Нам это только на руку, мы можем очень быстро принимать решения с учетом мнений педагогов, родителей и детей».

Галина Никольская: «Ученик просто так не полезет в соцсеть искать каждого учителя из школы. Чтобы это произошло, учитель должен заинтересовать либо чем-то хорошим, либо чем-то плохим. У ученика будет два умысла – либо найти информацию на учителя и воспользоваться ею в своих целях, либо построить общение с учителем с пользой через общение в соцсети.

— Галина, как Вы сами относитесь к «дружбе» педагогов и учеников в соцсетях? 

Такая «дружба» основана на отношении учителя и ученика в повседневной жизни в школе вживую. Если учитель дружит с детьми, значит и взаимоотношения учитель-ученик будут иметь доброе начало.

— Часто общаетесь со своими учениками в соцсетях? 

Да, регулярно, даже можно сказать ежедневно. Я работаю в школе уже восьмой год. В первое время, когда меня еще только изучали в школе, мое общение строилось исключительно на разговорах в школе. Затем дети стали находить мою страницу в социальных сетях, смотреть информацию о личной жизни, фотографии. Скажем так, умысел был «накопать» сведения об учителе и как-нибудь ими воспользоваться. Но не только для этого, конечно. Дети также обращались через соцсеть за помощью из-за непонимания домашнего задания, перевода фраз для документов заграницу. И тогда я приняла решение создать отдельную страницу во «Вконтакте» исключительно для учащихся школы, причем не только для тех, у кого я непосредственно преподаю свой предмет. На этой «специальной» странице личная информация ограничена фамилией, именем и датой рождения. Тут нет личных фотографий, а мои публикации на стене несут в основном мотивационный или информативный характер. Скажу, что стало легче! Учащиеся осознали, что свою жизнь я оберегаю и не хотела бы, чтобы информация была использована против меня же. Дети меня услышали и приняли.

— Влияет ли общение с учениками в соцсетях на отношение к ним и общение в реальной жизни? 

Я стараюсь не воспринимать информацию о своих учащихся из соцсетей как какой-то показатель, потому что знаю, что многое из этого сделано напоказ. Я ценю их поступки в школе: исправление оценок, разговоры после уроков, когда они делятся своими проблемами, глядя мне в глаза. Именно в этот момент передо мной находится развивающаяся личность, а это очень важно. Но в то же время из соцсетей я могу извлечь и полезную информацию для себя: исходя из статусов, записей, музыки, я могу проанализировать в каком настроении находится ученик, стоит ли его загружать или можно ослабить давление. Нужно быть чутким.

— Накладывает ли какие-то ограничения на ваше присутствие в соцсетях тот факт, что вы являетесь учителем? 

Как я уже говорила,  на моей специальной странице для учеников нет фото. Но в то же время ученики и родители видят мои фото в Instagram. В этот момент фильтр у меня в голове, безусловно, срабатывает.

Отмечу, что если учитель найдет свое фото у ученика — обработанное в фотошопе или нет — он может сделать print screen этой публикации и довести дело о размещении его личной информации без его ведома до детской комнаты милиции.

— Регламентируется ли как-то руководством школ присутствие учителей в соцсетях?

На данный момент из того, что могу сказать по своему опыту – никакой информации, будь то положительной или отрицательной, со стороны администрации школы о присутствии учителей в социальных сетях не было. В конце концов, запрещение нахождения учителя в социальных сетях являлось бы нарушением его прав.

— О чем у вас происходит общение с учениками в соцсети? Как это вам, как учителю, помогает с профессиональной точки зрения?

Я являюсь классным руководителем в 9-м классе, и соцсети помогают мне быстро согласовать с моими учащимися какие-то организационные вопросы. Причем беседы создаются по разным группам в зависимости от обсуждаемого вопроса — весь класс, только мальчики, только девочки, смешанные группы, т.е. очень разнообразно.

Через соцсеть ученики спрашивают какая у него/нее оценка за последнюю контрольную, или почему такая оценка (улыбается). С опытом прихожу к выводу, что «достучаться» до некоторых учащихся можно именно через общение в соцсети, объяснение материала, распространение каких-то дополнительных ссылок, чтобы материал был лучше усвоен. Это единичные случаи, но они имеют место быть. Сейчас для многих детей слова, «сказанные» в диалоге в соцсети, важнее, чем сказанные вживую. И это беда.

Кроме того, у меня уже имеется опыт дистанционного обучения учащихся через соцсеть. Я отправляю задания индивидуально или в группе, прикрепляю необходимые файлы — информативные фото, документы, аудиофайлы. Сейчас, конечно, все это можно делать и через ресурс электронного дневника, но в социальных сетях моя уверенность в том, что ученик увидит мои материалы и сделает их – выше! Во время своего отсутствия в школе через соцсеть я продолжала готовить учащихся к экзамену. Потому что нельзя было терять ни одного дня.

В соцсети я общаюсь и со своими бывшими учениками — выпускники интересуются как дела, что поменялось в школе и у меня лично, спрашивают разрешения зайти в гости, поздравляют с праздниками, обращаются за помощью во время сессии или при переводе фраз для документов.

Наш эксперт, психолог Марина Смовж, также считает, что учитель вряд ли сможет потерять авторитет в случае общения с учениками через соцсети или нарушить конфиденциальность своей личной жизни. «Социальные сети действительно позволяют расширить границы общения преподавателей и учеников. Если раньше эту задачу выполняли совместные экскурсии или походы, то сейчас узнать друг друга ближе позволяют именно соцсети. Так или иначе, социальная сеть – это площадка для публичных выступлений, а это значит, что здравомыслящий человек будет размещать там лишь ту информацию, которая будет соответствовать социальным ожиданиям. Тем более, преподаватель устраивает серьезный внутренний ценз публичной информации. Наоборот, предоставление информации о себе, о своих убеждениях, предпочтениях, интересах способно продемонстрировать ученикам гуманистическую сторону учителя, знать его не только как наставника, но и как интересного, увлекательного человека. Ведь в этой, часто незнакомой стороне жизни учителя, ученику тоже есть чему поучиться».