Жить — значит чувствовать. Но быть чувствительным порой бывает слишком больно, а потому часто мы не выдерживаем своих чувств и с трудом воспринимаем проявления чувств у наших детей и пытаемся от них быстрее избавиться разными способами.

Между тем, именно родителям в первую очередь надлежит научить ребенка справляться с чувствами, помочь разобраться, о чем говорит то или иное переживание и прожить его. Посочувствовать, то есть почувствовать вместе. Родители могут утешить, но, главное — научить ребенка разбираться, что и почему с ним происходит.

Это непросто, потому, что родителям, когда они сами были детьми, тоже не помогли научиться понимать, проживать и выражать свои чувства. А если чувства не могут быть приняты и прожиты, психика начинает защищаться от них. Начиная с самого раннего детства защитные механизмы работают, позволяя справляться с тяжелыми ситуациями.  Но сработав однажды, они «закрепляются» и срабатывают даже тогда, когда это не требуется, тем самым нанося вред.

Энциклопедия чувств

Давайте начнем с того, что нужно разделять ощущения, мысли и собственно чувства. Хотя часто для определения всех этих понятий в разговорной речи мы используем одно слово. Ощущения — это то, что чувствует тело: усталость, холод, тепло, тяжесть, сдавливание и т.д. Мысли – это то о чем мы думаем: «Как приятно, когда дарят цветы!»- «Какой тяжелый день!».

Чувства — это то, как психика реагирует на окружающий мир, как она отражает его воздействие на человека: любовь, печаль, страх, стыд, вина, гнев, отвращение и др.Человек испытывает чувство комплексно. Например, он чувствует стыд – это психический компонент- у него краснеет лицо, становятся влажными ладони, его кидает в жар — телесный компонент- в это время он может думать: «Какой ужас! Теперь они будут думать, что я…» — мыслительный процесс- в соответствии с этим человек может производить действия — извиняться, защищаться, делать вид, что ничего не произошло, скрывать свои эмоции и т.д.

Зачем нам нужны органы чувств, которые есть у нашего тела от природы? Осязание, обоняние, зрение, слух… Для того, чтобы руководствуясь ими, мы наиболее лучшим образом приспосабливались к окружающему миру. То же самое можно сказать и о психических чувствах.  И, если использовать их по назначению, то страх позволяет избегать опасности или быть более осторожным, гнев помогает установить границы, постоять за себя, горевание – оплакать потери, радость – понять, что для человека важно, что ему нравится.

Ангина от обиды

При этом, уча ребенка пользоваться глазами и ушами: «Смотри, куда идешь!», «Слышишь, машина едет!» и т.п., чаще всего мы самыми разными способами нивелируем важность эмоциональной сферы: «Ничего не страшно… (делать прививку, остаться одному…)». Дети только и слышат: «Плачут только нюни!», «На обиженных воду возят!», «Злятся только плохие!», «Завидовать позорно!», «Не придумывай, ничего ты не скучаешь!»…

Более того, взрослые считают, что ребенок плохо себя ведет, если он плачет, капризничает, кричит, топает ногами и т.д. В результате накапливается целая гора «не выплаканных» слез, не высказанного гнева, не проработанных и «недопережитых» обид. А ведь все это способы, с помощью которых тело избавляется от напряжения. И это помогает выразить чувство, прожить его, вывести его во вне — иначе оно останется и будет разрушать изнутри. При внешнем подавлении проявлений чувств, ребенок вынужден избавляться от них, «замораживать» их, вытеснять, отвлекаться от них. Что становится основой всех психосоматических заболеваний. Недаром говорят: «Что чувствует тело – то чувствует душа».

Частое сдерживание слез в горле — почва для ангин и тонзиллитов, если слезы задерживаются на уровне глаз – возникают конъюнктивиты, если задерживается дыхание, сжимает грудь — манифестируют бронхолёгочные заболевания, при подавленных обидах организм продуцирует кожные заболевания, аллергии. Сдерживание агрессии и запрет на проявление негативных чувств приводит к повышению травматичности.

На психическом уровне сдерживание чувств проявляется в виде депрессии, также ощутимо снижается качество внимания и памяти.

Депрессия – это не что иное, как проявление подавленных, «оставленных» внутри чувств, что неминуемо приводит к тоскливому фону, мыслительной и двигательной заторможенности. Отрицая свои чувства и отвлекаясь от них, дети выдумывают небылицы, «витают в облаках», уходят с головой в компьютер, непрерывно что-то жуют, грызут ногти.

Как стать собой

Еще одна важная особенность заключается в невозможности подавлять только отрицательные чувства, поэтому «замораживаются» все чувства сразу. Про такого ребенка говорят – рано стал серьезным, взрослым… и взрослые этому бывают очень рады. Да только кончилось детство раньше времени, не сохранилась способность спонтанно радоваться, играть, наслаждаться жизнью. И пока чувства подавлены, жажда жизни и жизнерадостность не вернутся!

Как же тогда человек поймет, что ему нравиться, приносит удовольствие? Как он сможет делать выборы в жизни, чем он будет руководствоваться? Если человек не чувствует гнева, когда им уже откровенно пользуются, как он сможет отстоять себя? Если он не чувствует страха, что поможет ему обезопасить себя?

Чувства – это важнейшая информация человека о себе, научившись использовать которую, человек способен значительно улучшить свою жизнь, «стать собой», понимать себя. Ведь чувства всегда предметны и конкретны — знаю чего боюсь, от чего горюю, кто и чем меня обидел.

Есть одно чувство, которое ни к чему определенному не относится — это тревога. Повышенная тревожность, тревожное напряжение возникают, когда остальные чувства подавляются, не осознаются и не проявляются. Обычно под этим чувством, как под одеялом прячутся гнев, обида, грусть…
Культуру чувствования, проживания чувств необходимо развивать с раннего возраста. Почему? Чувства имеют двойную природу — внутреннюю и внешнюю.  Иногда люди склонны обвинять других в появлении своих чувств: «Ты меня разозлил!», или только себя «Я злюсь, наверное я злой человек!», ни то, ни другое не верно, так как внешняя ситуация вызывает в человеке чувство при определенных внутренних условиях.
Приведу простой пример. Если родители устали или ругаются, то на шум в детской они будут злиться (часто несправедливо обвинив ребенка в своих чувствах), если у них все хорошо, то могут вместе порадоваться, наблюдая за игрой детей.  Поэтому важно учиться брать разумную долю ответственности за свои чувства и учить этому ребенка.

Психологи рекомендуют:

Позволяйте детям иметь какие угодно чувства, так как их появление невозможно контролировать. Помните: не существует плохих чувств. Есть чувства, испытывать которые может быть болезненно (например, грусть), а может быть не принято, например, зависть. Но все эти чувства – всего лишь информация о внутреннем мире ребенка, которая показывает, что для него важно, чего он хочет. Деструктивно не то что чувство возникло, а то, как оно выражается – учим ребенка проявлять такое чувство, не причиняя вреда себе и окружающим.

Помогайте учиться распознавать возникшие чувства, проявляйте понимание. Похоже, ты расстроен, злишься, боишься, … так бывает со всеми, это нормально в такой ситуации».

Ни в коем случае не ругайте ребенка за выражение чувств! Это нормальная человеческая реакция — плакать от болезненных чувств, смеяться и прыгать от радости или кричать от страха.

Помогайте проживать чувство — не убегать от него вместе с ребенком, не отвлекать, а побыть вместе с ребенком, позволив ребенку излить его вам, иначе оно останется внутри.

Помогайте выразить чувство. Для этого есть много способов: нарисовать, написать о чувстве, проговорить, побить подушку, проплакаться вволю. Очень важно давать плакать! Любое отрицательное чувство проживается и облегчается через слезы! Именно так происходит выведение гормонов стресса из организма.

И будьте уверены: если от чувства не убегать, оно достигнет своего пика и пойдет на спад, не «застрянет» внутри, и не будет подчинять себе поведение!