Слезы – это защитный механизм, спасающий от перегрузок во всех ситуациях. За исключением тех, когда слезы — лишь средство манипуляции.

Физиологические функции

Давайте начнем издалека. С физиологической точки зрения, слезы представляют собой жидкость, в состав которой входят вода, липиды, олеамид, моносахариды, углеводы, белки, иммуноглобулины, лактоферрины, муцин, лизоцим, жиры. Рефлекторное слезоотделение защищает глаз от пыли, ветра, солнечных лучей, пересыхания и инфекций. Интересен тот факт, что сокращение глазничных мышц приводит к автоматическому сдавливанию слезных желез, что вызывает непроизвольное слезоотделение. Этим объясняется появление слез при сильном смехе или сильном кашле.

Cлезы – это один из первых механизмов привлечения к себе внимания, которым младенец владеет с первых дней жизни. Человек – существо творческое, поэтому данное природой он совершенствует и доводит до искусства виртуозного владения.

Психологические функции

Психологические функции слез — реакция на психологический дискомфорт, воспитательная и манипулятивная.

Реакция на психологический дискомфорт. Люди плачут, когда им больно, грустно, страшно, обидно или при неудачах. Так же бывают слезы умиления и радости. Во всех этих ситуациях слезы выступают в роли защитного механизма, спасающего человека от эмоциональных перегрузок, так как вместе со слезами из организма выводятся вещества, образовавшиеся при стрессе. После того, как человек поплакал – ему становится легче. Возможно, поэтому наши бабушки, скорее, посоветуют поплакать в сложной ситуации, чем пойти к психотерапевту. Очень важно: если вы видите плачущего ребенка, то не нужно спешить его успокаивать – просто побудьте рядом. В момент «сброса» эмоционального напряжения нужно дать возможность ребенку избавиться от этого напряжения полностью. Если ребенка начать «приводить в чувство» волевыми методами или уговорами, то на уровне чувствования ребенку покажется, что его не понимают и ничем помочь не могут. Так же, успокаивая, мы транслируем запрет на чувства, что приводит к новой блокировке негативных эмоций и, как следствие, возникновению психосоматических заболеваний.

Если ребенку больно, то лучше, демонстрируя спокойствие, проговорить что-то наподобие того, чем нас мама или бабушка успокаивали в детстве. Например, «у собачки боли,  у кошки боли, а у Оли заживи». Если ребенку страшно, то нужно избавиться от источника, вызывающего страх – включить свет, выключить неприятный звук (например, звук пылесоса).

Воспитательная.  Если ребенок видит слезы другого  человека, то это повод научить его сочувствию и поведению, подобающему в данной ситуации.

Манипулятивная.  Как уже упоминалось выше, ребенок с рождения владеет механизмом привлечения внимания. На начальном этапе жизненного пути слезы и крик являются условием выживания. В дальнейшем, при «правильном воспитании родителей», слезы можно превратить в механизм достижения целей. И в этом увлекательном процессе желательно понимать, где ваш ребенок вами манипулирует. И если вы сознательно идете на манипуляцию, то …. Наверное, у вас есть на это причины. Если же вы настроены прекратить «слезную манипуляцию», то вот пара дельных советов:

Если ребенок плачет, громко плачет, бросается на пол, то главное — сохранять спокойствие! (на пол можно постелить ковер) Нужно просто посидеть рядом с ребенком, молча, и подождать, когда он успокоится. Затем спокойно повторить свою просьбу или отказ или запрет, чтобы ребенок понял: вариантов больше нет! Если вы уже знаете, что, настаивая на своем, ребенок начинает «заходиться» в слезах — перед новыми воспитательными мероприятиями посетите невролога. Не надо пугаться этих «заходиться», если они не регулярны, конечно — просто побудьте рядом. Опять же – молча, не успокаивая.

Слезы как основная реакция

Если вы регулярно наблюдаете у ребенка так называемые «близкие слезы», или резкую реакцию со слезами на неудачу или невыполнение желания ребенка, то в подобных случаях лучше обратиться за помощью к специалистам – психологу или психоневрологу. Причины такого поведения многообразны.

Почему ребенок реагирует слезами? Возможно, потому, что у него низкая самооценка. А возможно, и потому, что опекающие родители не дают возможности ребенку самостоятельно выполнять какие-либо действия, и в ситуации отсутствия родителей ребенок не может что-то сделать сам, и появляются слезы.

Как определить для себя границу, когда нужно обращаться к врачу по причине «слезы»? Тогда, когда вы наблюдаете у ребенка часто повторяющуюся реакцию на различные ситуации. Плохая отметка – слезы, обидели – слезы, не разрешили, отказали, отругали, не пригласили играть, не поделились, растерялся в магазине и так далее – все те же слезы.