Как можно дополнительно нагрузить первоклашку и как понять, что ребенок не справляется с нагрузкой. Рассказывает наш эксперт – психолог Марина Смовж.

На сколько дополнительных занятий может ходить первоклассник?  

На мой взгляд, для детей, которые пошли в первый класс, на первоначальном этапе  оптимальной будет та нагрузка по развивающим занятиям, которая была у них до этого. Нет необходимости ее резко увеличивать за счет дополнительных кружков. Трудозатраты ребенка возрастут и без того, в первую очередь из-за самих школьных занятий. Переход ребенка из детского сада в школу – стресс для него, потому дополнительные нагрузки надо вводить постепенно, а вначале – дать ребенку адаптироваться к новой среде. Если в детсадовские времена ребёнок ходил на спорт-танцы, пусть продолжает. Через полгода-год посмотрите — дополните чем-то ещё одним.

А если я хочу дать ребёнку возможность пробовать новое, развиваться?

Я замечала, что для многих родителей первоклашек характерно неуемное желание начать делать из ребенка «всесторонне развитую личность» прямо с 1 сентября. Всевозможные кружки — самый удобный инструмент для этого. На самом же деле, родители таким образом реализуют собственные амбиции, стараясь «жить» в успехах своего ребенка. Формула проста: «если мой сын или моя дочь будут посещать разные кружки и во всех будут успешны, то это означает, что я хороший родитель».

Впрочем, не хочу обвинять родителей в их стремлении «продлить» себя через детей. Они ведь тоже вступают в новый этап своей жизни. И, так же как и их ребенок, попадают в новую среду, где необходимо зарекомендовать себя, показать, на что они способны, утвердиться, то есть быть принятым в новый коллектив. И от того, как они себя продемонстрируют, так или иначе родительским составом будет восприниматься и их ребенок. Все это также увеличивает тревогу взрослых и определяет их стремление быть отличным родителем, у которого ребенок занят круглый день на развивающих занятиях. Подумайте об этом. Оно вам надо? Главное, чтобы ребёнок был счастлив.

А если я вас послушаю и что-то упущу в развитии ребёнка?

Не упустите. За одиннадцать лет школы первоначальное впечатление в родительском круге о вас и вашей семье может быть размыто многими другими историями, а вот напряжение, которое будет испытывать сейчас ваш ребенок, пытаясь соответствовать вашей программе развития, может остаться в нем навсегда.

Дополнительные занятия для ребенка будут приносить удовольствие и радость: во-первых, если только он сам захочет их посещать, во-вторых, если его собственных ресурсов хватит для освоения развивающих программ. Добавляйте постепенно.

Как понять, хватает ли у ребенка сил для занятий? 

Очень просто!

Если ребёнок бодр, радуется каждому дню — все отлично, он справляется с тем, что вы ему предложили.

Если энергии много, догружайте.

А если вялый, часто болеет, плохо спит, в плохом настроении и даже агрессивен — перегружен. Избавляйтесь от кружков, посоветовавшись с ребёнком, освобождайте время для прогулок и восстановления после школьных занятий.

Может ли быть слишком много свободного времени после школы?

Во-первых, свободное время, должно быть обязательно. Время, когда ребёнок делает то, что хочет. У каждого ребенка есть своя индивидуальная потребность в свободном времени. Как он распоряжается  им? Читает, рисует, гуляет, играет с животным, занимается каким-то своим любимым делом — отлично. Лежит и мечтает, в конце концов, — тоже хорошо. Ребёнок восстанавливает силы. Не переживайте, это не слишком много свободного времени. Есть задачи и обязательства до сна: уроки, занятия, помощь по дому, прогулка — что-то ещё, возможно. Все сделал? Отлично — свободное время его.

Если вам кажется, что времени «слишком много» — если ребёнок мается и все свободное время отдаёт компьютерной игре — предложите что-то в дополнение. Подскажите, чем ещё можно себя занять и развлечь. Покажите фильм, поговорите о нем, попросите написать заметку. Сходите куда-нибудь, обязательно прогуляйтесь. В конце концов, выберете вместе новый кружок.