Как правило, у здорового ребёнка отсутствие аппетита и капризы за столом — это отсутствие культуры еды.

Аппетит — ощущение, связанное с потребностью в пище. И нарушения аппетита, и поведение за столом связаны, как правило, с пищевым поведением и культурой еды в семье.

  • Отсутствует режим питания.
  • Ребёнку дают сладости между основными приемами пищи — и тогда ребёнок просит только сладости.
  • Дети все время «кусочничают», хватая печенье, фрукты, конфеты или орешки, которые все время на виду.
  • Если ребенка сажают за стол сразу после игры или резко выключают любимый мультфильм — спланируйте развлечения так, чтобы после логической точки было не менее 10 минут для подготовки к еде.
  • Если дети мало подвижны в течение дня.

Есть простые вечные правила воспитания аппетита и культуры поведения за столом, написанные ещё замечательным русским педагогом Надеждой Романовной Эйгес в середине прошлого века. Ничто не изменилось, поверьте:

  • Пусть приготовление к завтраку, обеду или ужину станут приятными переживаниями — сервируйте вместе стол, украшайте еду, вместе готовьте, наконец.
  • Организуйте ребёнку активности в течение дня помимо гаджетов и телевизора. Пусть «нагуляет» аппетит.
  • Не кормите одним и тем же и не злоупотребляйте любимой едой. Еда должна быть вкусной, сбалансированной и разнообразной.
  • Не кормите насильно во время жары — замените привычный плотный обед фруктами, молочными коктейлями, смузи.
  • Ничто не должно отвлекать ребёнка от еды за столом : никаких игр и мультфильмов. аппетита он не приобретёт, просто научится есть, не замечая еды.
  • С полутора лет приучайте ребёнка самостоятельно пользоваться ложкой. С 3 лет — вилкой. С пяти — вилкой и ножом.
  • Не сидите над ребёнком, как орлицы, не смотрите ему в рот. Лучше составьте компанию — поешьте вместе.
  • Кормить ребёнка насильно. Не угрожайте и не наказывайте за несъеденное. Не приговаривайте «плохой мальчик или девочка», не обещайте, что «не будете любить». Просто ребёнку придётся дождаться следующего организованного приема пищи.
  • Отвлекать ребёнка от еды. Не отвлекайте разговорами, мультфильмами или играми.
  • Кормить на ходу. Хлебушек в магазине, яблоко на прогулке. Лучше остановитесь, сядьте за стол и  перекусите.
  • Развивать жадность. Часто мамы и бабушки заставляют ребёнка есть, чтобы другим не досталось.
  • Заставлять ребёнка есть любыми способами. У него сформируются неприятные эмоции, связанные с едой за столом. Оставьте лучше малыша за столом на все время, пока вся семья или вы едите. Предупредите, что следующий перекус — через столько-то. Выйдете из-за стола одновременно.
  • Если он хочет и пытается есть самостоятельно.
  • Если стремится помочь сервировать стол или убрать посуду после еды.
  • Размазывать еду по тарелке.
  • Раздвигать тарелки, играть ложкой.
  • Пробовать десерт, пока не съедены основные блюда.
  • Брать еду с собой, выходя из-за стола.
  • Выходить из-за стола, не закончив трапезу, без предупреждения взрослых или их разрешения.
  • Мыть руки перед едой.
  • Жевать с закрытым ртом.
  • Есть только за столом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой и ножом.
  • Убирать за собой посуду и крошки со стола, помогать взрослым  сервировать стол и убирать посуду со стола.
  • Закончив трапезу, поблагодарить за еду.
  • В гостях благодарить за еду, даже если ребёнку не вкусно. Можно не есть, но попробовать, поблагодарить нужно. Кривиться и плеваться нельзя.
  • Не есть то, что упало на пол. Кусочки еды нужно поднять, сложить в бумажную салфетку и выкинуть.