В возрасте 4-5 лет у детей активно начинает развиваться воображение, что проявляется в виде фантазий. Где грань между между воображением и враньем? И каковы причины того и другого?

Ребенка-фантазера часто называют «талантливым» или «творческим». А врунишку — ребенком «недолюбленным» и «недохваленным».

Лет с четырех дети начинают рассказывать невероятные истории о том, как они видели огромную птицу размером с дом. Как спасли котят от злой собаки. Как папа таскал маму за волосы. Что под кроватью у ребенка — волшебный город с эльфами. Что у ребенка есть брат — известный спортсмен. Или сестра — крутой предприниматель.

В дошкольном возрасте желание, чтобы что-то было правдой, рассказ об этом желании как о реальной ситуации дают ощущение того, что так и есть на самом деле. И ребенок испытывает от этого вымышленного рассказа реальные эмоции. Поэтому научиться отличать фантазии от реальности – одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается ваш ребёнок. Для него это возможность восстановить своё душевное равновесие — взрослые, например, фантазируют (мечтают) тихо перед сном или громко в соцсетях (бывает), а дети это делают вслух. Если послушать внимательно фантазии, то вы можете понять, что на самом деле ребёнок хочет или чего боится.

Чем отличается ложь от фантазии?

  • Ложь – это намеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды
  • Фантазия – свободный полёт воображения без нанесения вреда кому-либо

Причины фантазий: 

  • Желание иметь то, о чем ребенок фантазирует (котенка или защиту в виде волшебной силы или кого-то старшего)
  • Стремление поднять свой авторитет (а у меня есть крутой брат или волшебники дома)
  • Множество запретов (хочется поиграть с теми интересными штучками, но мама-папа не разрешают)
  • Одиночество (выдумывание несуществующих друзей, волшебных персонажей)

Причины лжи:

  • Страх наказания
  • Низкая самооценка
  • Необходимость самооправдания («я хороший, это все он…»)
  • Ревность (ложное обличение одного родителя может быть связано с тем, что ребенку не хватает внимания мамы, поэтому ребенок пытается убрать с дороги папу)

Что делать:

Если вы услышали от ребёнка очередную фантазию или ложь, постарайтесь разобраться что за этим стоит. Избегайте слов «обманщик» и «лгунишка» — дайте ребёнку возможность самому научиться оценивать свои поступки.

Ругая и наказывая ребёнка, вы лишаете его возможности приобрести этот навык – самостоятельно оценивать свои поступки. Вместе с тем взрослым в этот период тоже приходится не легко, поскольку отличить фантазию вашего ребёнка от желаемого бывает трудно. Кроме того, появляется недоумение: почему ребёнок врёт?

На самом деле до 4-х лет дети не нуждаются в обмане, в нём нет необходимости. Ребёнок просто делает то, что считает необходимым. Он ещё не усвоил твёрдо, в чём грань между фантазией и обманом. Малыш думает, что все думают как он и не может быть иначе. Он ещё не способен смотреть на всё, что происходит, глазами взрослого. Только после 4-х лет малыш начинает задавать себе вопросы: почему и за что меня наказали, можно ли этого избежать, и почему меня похвалили, и что надо сделать, чтобы это повторить.

Ваша задача как родителей:

  • С пониманием отнестись к фантазированию своего ребёнка
  • Помочь ребёнку справиться с задачей различать правду и вымысел
  • Задать уточняющие вопросы, если ребенок фантазирует: «А ты хотел бы, чтобы эти волшебники помогли тебе в чем?» «А, так ты на самом деле хочешь вот этого?», «Так давай начнем стремиться и делать это сами, не будем ждать волшебников? Мы сами для себя волшебники!» и т.д.
  • Если истинная задача фантазии решаема, помочь ребенку начать ее реализовывать, исключив развитие магического мышления
  • Если малыш лжет, выяснить, почему он так сделал? Объяснить, что обман вредит отношениям между людьми и встаёт на пути к любви и доверию
  • Научить использовать фантазию во благо (творческое решение проблем и страхов, нарисовать свою мечту, написать книжку)

Как отличить фантазию от лжи?

Детская фантазия – одно из самых чудесных и удивительных явлений в мире детства. Она наполняет жизнь ребенка яркими образами, сказочными приключениями и невероятными историями. Однако, среди всей этой магии важно научиться отличать фантазию от лжи.

Ложь всегда связана с реальностью. Детская фантазия обычно имеет ярко выраженную связь с реальным миром. Ребенок может рассказывать о своих встречах с принцессами или драконами, что является типичным проявлением фантазии. Однако, если его рассказы содержат множество деталей о реальных событиях и людях, это может свидетельствовать о намеренной лжи или маскировке реальных событий.

Реакция на вопросы отличается во время лжи и фантазии. Когда ребенок фантазирует, он обычно отвечает на вопросы уверенно и без колебаний. А при лжи дети могут начать запутываться в своих ответах или менять свою историю, если их просят дать больше деталей.

Фантазия случайна. Ложь систематична. Если вы замечаете, что ребенок систематически прячет правду и при этом не испытывает угрызений совести, стоит обратить на это внимание. Фантазия обычно имеет случайный и временный характер, в то время как ложь может стать постоянной чертой поведения.

Текст: Вероника Демидова

Проверено: Меган Уоллс, психолог

Фото: Pexels