Очень часто можно услышать как родители, учителя ругают детей за лень, невнимательность, неусидчивость, неряшливость, плохой аппетит и нежелание идти спать. Как часто родители сердятся на детей за то, что они обманывают или что-то утаивают от них, «витают в облаках», или «делают назло». Я, как практикующий психолог, часто слышу подобные жалобы, обвинительный тон, и ожидание моей солидарности с уставшими родителями, которые надеются, что психолог наконец-то сможет повлиять на их чадо. Но у каждого симптома есть причина. И эта причина не всегда кроется в детях. Часто бывает, что взрослые не задумываются, а оправданы ли их ожидания.

Начните с простого – поймите, насколько ваши запросы и требования соответствуют возможностям ребенка.

Возраст

Например, дети до 7 лет еще не способны логически мыслить, долго удерживать внимание, быстро устают. Ну, то есть частые обвинения типа «ты что не понимаешь, что если мы сейчас не выйдем, то попадем в пробку, опоздаем и не попадем куда-то там…». Нет, не понимает. Используйте одно- или, максимум, двухходовые изречения. Или, например, вам кажется, что вас обманывает – да нет же, не всегда. Подумайте, может это просто особенности детского мышления? Ведь для них, бывает, «ветер дует, потому что деревья качаются». Поэтому подумайте, прежде чем ругать или требовать.

Темперамент

Например, одни дети могут быстро переключаться и успокаиваться, у других возбужденное состояние держится дольше. Одни более подвижны и эмоционально устойчивы, другие медлительны и неуравновешенны. Это индивидуальные особенности нервной системы, которые необходимо учитывать, при предъявлении требований к ребенку. И мамины требования «ну-ка быстро успокойся!» или «ты что, не можешь быстрее?» не всегда правильны или логичны. Если темперамент ребенка не соответствует вашим ожиданиям, это не его проблема и он не виноват. Приняв его особенности, вы избежите многих ссор.

Непопулярные действия

Если вы ходите с ребенком по магазинам в своих интересах или ведете его к врачу или вы в ресторане встречаетесь с друзьями за взрослыми разговорами — странно же ждать, что ребенку все это может быть интересно и радостно также, как и вам. Часто бывает, что вместо того, чтобы поблагодарить ребенка за сотрудничество, мама обвиняет его в кислом выражении лица, неусидчивости и слезах и страхе (если это поход к врачу). Не ругайте – станьте ему союзником. Скажите, что понимаете его эмоции и состояние. И поблагодарите обязательно. Ведь ребенок-то – на вашей стороне в этих действиях, пусть и не по своей воле. Будь у него выбор – он бы не согласился, правда?

Чужой выбор

«Кошмар-кошмар, музыкой из-под палки, теннисом – тоже из-под палки, крестиком не вышивает!» Остановитесь и подумайте – ребенок выбирал эти активности для себя? Вы обсуждали с ним эти занятия прежде, чем начать заниматься? Нет? Ответ понятен – не ждите положительных эмоций и не ждите результата, выберете лучше занятия вместе. Обсудите и начните. И вот в этом случае уже помогайте, подбадривайте — бывает, не получается сразу, всему надо учиться и каждый день заниматься. И если ты этого хочешь, у тебя обязательно все получится. Легко не будет, но я же с тобой – я помогу и подскажу.

Не ожидайте от детей, что они без устали и с удовольствием будут ходить на все подряд кружки, которые для них выбрали родители. Ваш ребенок – это не вы.

Само не получится

Не ожидайте от детей, что они сами должны вдруг начать убираться в своей комнате, класть грязные вещи в корзину для грязных вещей, накрывать на стол или убирать со стола, читать книжку перед сном, пить воду по утрам перед завтраком, готовить завтрак, самостоятельно выбирать себе одежду, что называется, по погоде и мониторить погоду каждое утро. Нет, само это не придет. Любое новое дело дети сначала делают вместе со взрослыми. И только потом – самостоятельно.

Завышенные ожидания травмируют ребенка, снижают его самооценку, заставляют думать, что с ним что-то не так, вызывают чувства стыда и вины. Зачем это вам? Если вы пребываете в нерешительности и не можете сами понять, правомерны ли ваши требования, почитайте книжки про особенности каждой возрастной категории или посоветуйтесь с детским психологом.