Дарить ребенку деньги нужно начинать тогда, когда ребенок научится правильно относится к деньгам и планировать расходы. В нашем материале – практические рекомендации по данному вопросу.

Подарок в виде денег уместен тогда, когда ребенок уже умеет отождествлять деньги с желаемой покупкой, то есть способен планировать покупки на подаренную ему сумму. А еще ребенок должен уважать семейные правила и считаться с мнением других членов семьи. Чтобы не получилось, что подаренные деньги превратятся в щенков, котят, рыбок, хомяков, хорьков, фейерверки…

Что такое «правильное отношение к деньгам»?

Как только малыш сталкивается с деньгами и начинает ими интересоваться как новыми предметами, попавшими в его поле зрения, наступает правильный момент для того, чтобы донести первую важную информацию — деньги не игрушка, и их надо беречь.

Откуда берутся деньги. Деньги зарабатываются родителями – объясните, как именно вы зарабатываете, какую пользу приносите.

Для чего нужны деньги. Для того, чтобы быть здоровыми и счастливыми – есть хорошую еду, жить в уютном доме, иметь возможность путешествовать, читать интересные книжки, рисовать фломастерами в альбоме, носить красивую одежду. Помогать близким, приносить им радость, иметь возможность купить что-то необходимое нуждающимся.

Деньги – не бесконечны. Их есть ровно столько, сколько есть. Обязательно объясняйте ребенку, что все расходы необходимо планировать, и этого плана надо придерживаться, а спонтанные траты допустимы лишь как редкое исключение.

Деньги могут творить добро. Помогите ребенку выработать милую привычку покупать небольшие подарки для близких или помогать нуждающимся. Рассказывайте ребенку как с каждого денежного подарка вы приглашали маму в кафе в выходной день – и это стало вашей счастливой традицией. Создавайте со своими детьми собственные чудесные традиции, которые вас обоих сделают счастливыми. Например, найдите вместе ребенка из детского дома или многодетной семьи, одинокого пожилого человека или животное в приюте – и отправляйте ему перевод с каждой зарплаты и каждого денежного подарка. Каждый декабрь, например, можно покупать новогодние подарки для стариков из домов престарелых, вместе с ребенком раскладывать вещи и сладости по пакетам, подписывать открытки и отвозить на пункты приема новогодних подарков. Как определить сумму благотворительности? Отождествляйте ее с чем-то конкретным – коробкой конфет, упаковкой чая, цветком или игрушкой. Со временем ребенок почувствует, как приятно приносить радость другим людям (или животным), и будет уважать себя за это.

Детям о деньгах: наглядно и предметно

Интерес к деньгам у ребенка обычно появляется около двух-трех лет, когда дети начинают играть в магазин, рынок, супермаркет. Хотя и до этого возраста малыши проявляют интерес к монетам и купюрам как к новым предметам — они строят башни из монеток, роняют и катают их, а денежные банкноты пытаются щупать, рвать или разрисовывать. Позже, играя с ребенком в супермаркет при помощи, например, игрушечной кассы, взрослые в игровой форме обучают ребенка первым действиям с деньгами, наглядно объясняя, что за различные товары в магазине надо заплатить продавцу из кошелька. После этого наступает период, когда игру в куплю-продажу можно слегка усложнить. Это самое удачное время для того, чтобы начать обучать ребенка элементарному планированию бюджета.

В младшем дошкольном возрасте детям для обучения больше всего важна игровая форма подачи информации, и для ее усвоения ребенку необходима наглядная предметная деятельность (то есть совершение самых разных действий с конкретными предметами). Поэтому, играя в готовку обеда, можно вместе составить перечень продуктов, которые нужно купить в магазине для того, чтобы получился вкусный овощной суп. Затем обыграть ситуацию выбора этих продуктов в супермаркете, и вместе распределить содержимое кошелька около кассы, чтобы наглядно продемонстрировать ребенку планирование расходов. Постепенно подобные игры можно усложнять, обыгрывая планирование бюджета на неделю или, например, бюджет на отпуск или на шоппинг. Затем наступает черед игр типа «Монополии», где дети через игру получают первый опыт долгосрочного планирования.

Учимся копить и тратить

Копилка. По мере того, как ребенок растет, он учится считать. Наступает время для совместного планирования каких-либо значимых приобретений. В народной традиции для первого опыта накоплений используется копилка. Ребенку примерно в три года или чуть старше дарят копилку и объясняют, что в нее нужно складывать монетки и банкноты.

Ребенок сам придумывает, на что он хочет накопить деньги, взрослые лишь подсказывают ему возможные цели — ролики, новый велосипед или планшет (гитара, коньки, фотоаппарат). Важно не навязывать при этом свои взгляды, чтобы ребенок сам мог сделать выбор, наметить цель и идти к ней. Очень полезно обсудить с ребенком возможные варианты выбранного им предмета, поискать в интернете и запомнить их стоимость. Время от времени ребенок открывает копилку и пересчитывает деньги, что дает ему возможность прочувствовать время и скорость накопления необходимой суммы. Взрослые тактично комментируют динамику накоплений, и могут подсказывать, как ускорить процесс и скорее накопить искомую сумму (например, разумно экономить на ежедневных расходах и пополнять копилку из карманных денег). Важно: родители должны относится уважительно к праву собственности ребенка на копилку и ее содержимое, и уважать право ребенка потратить свои накопления по его собственному усмотрению! Советовать, комментировать и тем более корректировать поведение ребенка возможно только в том случае, если ребенок сам обращается за советом. Цель — помочь ребенку научиться самому накапливать деньги и самому решать, когда и на что он их потратит!

Карманные деньги. Обычно они становятся нужны ребенку, когда он начинает ходить куда-либо без родителей (обычно это школа). У родителей часто возникает вопрос — какой суммой должен располагать ребенок? Рекомендую ознакомиться с ценами в школьном буфете на те продукты и напитки, которые, с точки зрения родителей, необходимо приобретать школьнику в течение учебного дня. Сначала карманные деньги ребенку выдают ежедневно, через какое-то время родители задачу немного усложняют, выдавая некую сумму на неделю. Таким образом дети постепенно приучаются распределять свой недельный бюджет. Родителям лучше не вмешиваться в этот процесс, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно регулировать свои расходы. Ребенок может совершать ошибки и должен научиться самостоятельно делать выводы. Пусть он, к примеру, переест сладкого или объестся мороженым и, не оставив себе денег на развлечения, книжку или игрушку, сам примет решение на будущее.

Совместные долгосрочные накопления. Это особая история, не имеющая отношения к копилке! Родители вместе с ребенком копят на какую-то общую цель (например, на поездку в «Евродисней»). Совместно с ребенком просчитывается бюджет мероприятия, и устанавливаются общие правила. Отдельно оговаривается пункт, что никто из участников процесса не имеет права забирать оттуда деньги, либо менять цель в одностороннем порядке. И здесь у взрослых должна быть очень выверенная, четкая и строгая позиция — категорически важно настаивать на достижении общей цели и следить за соблюдением общих правил. Важнее всего добиваться неукоснительного соблюдения договоренностей. При этом допускаются любые варианты этих договоренностей, например, родители изначально договариваются с ребенком, что для достижения цели необходимо накопить не всю сумму, а какую-то ее часть (важно зафиксировать эту цифру), а оставшуюся часть родители обещают внести отдельно. Цель — развить качество обязательности и приучить ребенка соблюдать договоренности! Это также относится к возвращению долгов. Родителям необходимо объяснять ребенку, что возвращать долг нужно в срок, иначе люди перестают доверять.

Дарить ли ребенку деньги?

Дошкольный возраст. Взять конверт с банкнотой и подарить маленькому ребенку – неуместно. Денежные подарки малышам допускаются только в исключительных случаях. Например, если даритель пожилой человек, или он плохо себя чувствует, или находится далеко, в другой стране, и так далее. Пока ребенок мал и не понимает, что такое деньги, дарить деньги можно только при условии, что родители купят на них какой-то конкретный подарок (игрушку, наряд) и подарят эту вещь от лица человека, передавшего деньги. Еще один вариант, когда можно подарить деньги ребенку, это ситуация, когда ребенком и родителями выбран дорогой подарок, и на него нужно и можно скидываться нескольким дарителям. В этом случае, опять же, деньги передают родителям (желательно несколько заранее), они приобретают подарок и дарят его малышу от лица всех скинувшихся. Во всех иных случаях дарить маленькому ребенку деньги неуместно.

Школьники. По мере того, как дети растут и взрослеют, деньги становятся не только приемлемым, но порой и самым оптимальным подарком. Чем старше и самостоятельнее становится ребенок, тем лучше он понимает роль денег и их ценность. Получая в подарок деньги, он уже способен их воспринимать как эквивалент того, что бы ему хотелось приобрести. Начиная со среднего школьного возраста у детей уже сформированы представления о деньгах и о стоимости желаемых вещей, поэтому подарить ребенку деньги — это признак того, что взрослые ему доверяют и признают его право на самостоятельный выбор подарка. В этом возрасте дети обычно четко представляют себе, что они хотят купить, и часто находятся в ситуации долгосрочного накопления на крупное и важное для них приобретение. Поэтому подарок в виде денег и порадует, и не навредит — наоборот, простимулирует у ребенка такие качества, как самостоятельность и планирование бюджета. Кроме того, деньги в качестве подарка существенно облегчают жизнь дарителям, экономят им время и предотвращают ситуацию ненужных, бессмысленных или повторяющихся подарков.

Главное правило для родителей подросшего ребенка, получающего в подарок деньги — никогда и ни при каких обстоятельствах не вмешиваться в его траты и в процесс накопления. Как и деньги из копилки, подаренные деньги целиком и полностью принадлежат ребенку!

Родительский пример

Это самый значимый фактор воспитания. Дети «считывают» родительское отношение к деньгам, бюджету и расходам, наблюдая поведение родителей в отношении повседневных трат. Очень важны поступки родителей и их комментарии: например, если вы пришли с ребенком в магазин за определенными продуктами, старайтесь не нагребать в тележку лишнее, то, что не было вами запланировано. Если ребенок попросил купить ему шоколадное печенье и уже выбрал его и положил в тележку, но перед кассой увидел шоколадное яйцо с сюрпризом и хочет купить и его, ни к коем случае не потакайте такому поведению. Обязательно объясните ребенку, что вы с ним планировали купить только одну сладость на выбор, и напомните о том, что в тележке уже лежит выбранное малышом печенье. При этом никогда не обманывайте ребенка фразами, что у вас нет с собой денег. Ребенок может заподозрить ложь, и это будет очень плохим примером для него. Всегда лучше объяснить, что вы распланировали бюджет и сейчас можете покупать только согласно этому первоначальному плану. Реальное повседневное поведение родителей лучше всяких нотаций и аргументов приучает ребенка к бережному и разумному отношению к деньгам.

Не платите ребенку за отличные оценки!

Не рекомендуется платить ребенку за отличные оценки или за выполнение домашней работы. У ребенка произойдет подмена понятий: вместо того, чтобы ориентироваться на получение новых знаний и умений, ребенок сфокусируется на получении хороших оценок и премий от родителей. Учеба в школе, выполнение домашних заданий и помощь по дому — это обязанности ребенка, за них никто не должен ему платить. Ребенок получает радость от того, что учится новому, узнает новое, и его самоуважение растет от познавательных успехов — никакие другие стимулы ему не нужны.