Музыка — высоко эффективный инструмент для детского развития. Ольга Новожонова раскрыла эту тему по всем направлениям: психология, медицина, красота и воспитание.

Вне зависимости от того, насколько выражены у ребенка музыкальные способности, слушать музыку и заниматься ею стоит с самого раннего возраста. Музыка — универсальный, безопасный и высоко эффективный инструмент для детского развития и воспитания. Вот несколько веских причин, почему музыка абсолютно необходима для всех без исключения детей: музыкальные занятия стимулируют речевое развитие, способствуют социализации и самовыражению, повышают самооценку ребенка, развивают артистизм и творческие способности, приучают к работе в связке с педагогом и в группе со сверстниками, тренируют волю, приучают к самодисциплине и планированию своего времени.

Дети, которые занимаются музыкой с раннего возраста, обладают более высоким умственным и эмоциональным интеллектом по сравнению со своими ровесниками. Еще музыкальные занятия многократно усиливают память, воображение, координацию движений, ощутимо повышают у детей способность к изучению родного и иностранных языков, развивают пространственное мышление и математические способности.

Как музыка влияет на развитие ребенка

Слуховое восприятие ребенка начинается не со слов, а со звуков, поэтому музыку дети способны воспринимать еще до рождения, находясь в утробе матери. Классическая музыка балансирует эмоциональный фон детей любого возраста, и в первые два года жизни ребенка эффективно сказывается на развитии речи, памяти и мышления.

Обмен информацией между полушариями. Музыкальные, ритмические и танцевальные задания ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями головного мозга, бережно и эффективно стимулируя процессы восприятия, распознавания, мышления. Поэтому дети, которые занимаются музыкой и играют на музыкальных инструментах, опережают сверстников в социальном, психомоторном и интеллектуальном развитии. Дело в том, что на кончиках пальцев расположены нервные окончания, связанные с определенными зонами коры головного мозга. Поэтому можно уже в раннем возрасте стимулировать развитие этих зон, отвечающих за высшие психические функции (мышление, память, речь, воображение). Кроме того, улучшается проводимость нервных волокон, что улучшает восприятие информации органами чувств и ускоряет проводимость сигналов из головного мозга на периферию (что отражается на скорости реакций и на их точности).

Развитие речи. Дети, которые со своими мамами занимались по музыкальным методикам — регулярно слушали в исполнении мам простые короткие песенки, учились обращаться с простыми музыкальными инструментами (ксилофон, металлофон, гуиро, трещотки, барабаны, бубны, бубенцы и т.п.) — начинают говорить раньше своих сверстников, быстрее овладевают более длинными и сложными фразами.

Методики. Разработаны специальные авторские методики, где малышам от года вместе с мамами предлагаются веселые и подвижные занятия музыкальными ритмичными играми. Например, с 90-х годов существует замечательная методика Сергея Железнова «Музыка с мамой» (https://www.youtube.com/watch?v=U5fc2s9FawE), которую дочь автора, педагог-методист Екатерина Железнова, продолжает дополнять и совершенствовать. Занятия всесторонне развивают малышей с возраста от года до 6 — 7 лет, то есть вплоть до возраста поступления в музыкальную школу.

Музыка вместо лекарств

Эффект Моцарта. В медицине и психологии правильно подобранная музыка зарекомендовала себя как эффективный релаксант и антидепрессант. Ярчайшим примером музыкотерапевтического воздействия может служить «эффект Моцарта» — достоверно установлено, что прослушивание сонаты ре-мажор для фортепьяно снижает количество приступов эпилепсии. Согласно научным исследованиям, арии Верди нормализуют частоту сердечных сокращений. Гармоничные звуковые колебания классических музыкальных произведений достоверно влияют на биохимические процессы в организме, в частности, на ферментативные (пищеварительные) процессы.

Музыкальная психотерапия. Влияние музыки на здоровье человека изучалось В. М. Бехтеревым, И. М. Сеченовым и другими учеными, и уже с конца 19 века стали накапливаться данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, а также на дыхание, кровообращение и газообмен. В конце 20 века Валентином Петрушиным была разработана музыкально-рациональная психотерапия, в основу которой легла стимуляция пациентов к целостному (физическому, психологическому и интеллектуальному) выздоровлению, за счёт работы не только с телом и чувствами, но и мыслями человека, особенностями характера и мировоззрением. В 1999 году была издана книга Петрушина «Музыкальная психотерапия. Теория и практика«. При том, что оздоровительный эффект музыкотерапии уже давно не поддается сомнению в науке и практике, то, как именно воздействует музыка, еще предстоит изучить.

Влияние на познавательную деятельность. Многочисленные научные исследования и эксперименты в этой области демонстрируют, что значительным потенциалом эмоционального воздействия обладают все элементы музыкального языка: мелодия, гармония, ритм, тембр, громкость, темп. Например, ученые из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) исследовали связь между игрой на музыкальных инструментах и развитием деменции (деменция – приобретенное слабоумие, снижение познавательной деятельности), наблюдая за 157 парами близнецов. Исследование выявило следующую закономерность: игра на гитаре, скрипке или пианино снижает риск возникновения деменции на 36%.

История музыкального образования

История человечества неразрывно связана с музыкой. Считается, что первые колыбельные возникли в Древней Греции, и с тех пор музыка сопровождала человека с самого рождения. В Средневековье музыка была единственным светским развлечением, разрешенным церковью, а странствующие музыканты на протяжении нескольких веков заменяли средства массовой информации. Своего апофеоза как культурное явление музыка достигла в 18 -19 веках. Музыка сопровождает человека с раннего детства: в 19 веке даже создаются первые оперы для детей, пьесы для юных исполнителей и детские сюиты, исполнители ролей в них были юного возраста, как и сами зрители.

В России вплоть до революции 1917 года в высших и средних сословиях считалось, что развитие ребенка немыслимо без обучения игре на музыкальных инструментах. И такое отношение к музыке абсолютно оправдано: музыкальные занятия погружают ребенка в культурный контекст, помогают социализироваться, приучают к работе в тандеме с преподавателем и в группе со сверстниками. Навыки игры на музыкальных инструментах развивают крупную и мелкую моторику, что стимулирует развитие высших психических функций. И, что очень важно для детей, занятия музыкой помогают научиться выражать себя, повышают самооценку и многократно увеличивают творческий потенциал ребенка. Кроме этого, регулярные музыкальные занятия в рамках академической программы помогают развить у ребенка усидчивость, концентрацию внимания и самодисциплину.

Музыкальная школа

Классическое музыкальное образование подразумевает дошкольное развитие музыкальных способностей (с детьми от 4 до 6 лет занимаются музыкальными играми с элементами пения и танца), в музыкальную школу набирают детей 6 — 7 лет (семилетняя программа обучения), для детей 9 — 10 лет и старше существует пятилетняя программа.

Поющие чаши для гармонии эмоций

Отдельной темы заслуживают не-академические виды музыкальных инструментов (таких как ханг, гонг, диджериду, тибетские чаши и др.). Их воздействие на психику и физическое состояние человека происходит через вибрации, издаваемые этими инструментами — они гармонизируют эмоции и «перенастраивают» внешнее и внутреннее пространство. Гонг и тибетские поющие чаши традиционно использовались в храмах, монастырях и дворцах еще в древности, а вот ханг — явление молодое, и по силе воздействия на сознание и подсознание почти сверхъестественное. Уникальность ханга и подобных ему вибрационных инструментов заключается в том, что игра на них располагает к свободной импровизации и созданию собственных композиций.

Ханг (ха́нг, нем. Hang) — перкуссионный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических сферических сегментов. Есть множество способов извлечения звука из ханга: кончиками пальцев, большими пальцами, основанием кисти. Обычно музыкант располагает ханг на коленях. Ханг был изобретен двумя талантливыми швейцарцами (компания PanArt) в 2000 году и никогда не производился массово. Купить ханг очень сложно, несмотря на его высокую стоимость (для примера, в 2012 году его цена была 2400 Швейцарских франков). Для приобретения ханга производства компании PanArt требовалось писать бумажные письма создателям и лично приезжать за своим хангом в Берн. В 2014 году ханг перестал производится, а PANArt стала производить похожий на ханг перкуссионный инструмент Gubal.

В Москву ханг привезли не сразу, но с 2010 года хангист Олег Зеге и диджеридист Роман Лазарев организовали «Московский фестиваль ханга и диджериду», и с тех пор культурный центр «Дом» несколько раз в году проводит музыкальные вечера «Moscow Hang Outs», на которых уже выступали легендарные хангисты Давид Сваруп, Тимур Хакима, Дэвид Куккерман
(http://worldpercussion.net), Владисвар Надишана. Еще одна хорошая новость заключается в том, что с лета 2013 года в Москве действуют творческие мастерские и классы игры на новых музыкальных инструментах (инструментах «семейства хангов», имеющих общее название handpan). Студентов обучают сначала поиску своего звучания и исполнению простых рисунков, постепенно подводя к свободной импровизации и созданию собственных композиций.

То, как человек любого возраста ощущает себя в музыке и самореализуется в ней, очень сильно зависит не только от наличия или отсутствия у него технических навыков игры на том или ином инструменте, но и от того, насколько свободно он способен самовыражаться. Поэтому единственной рекомендацией родителям будет пожелание ни в чем не ограничивать свободу самовыражения ребенка, уважительно и бережно относится к любым его фантазиям и желаниям в этой области. Идеально было бы полностью «обнулить» свои личные ожидания и помочь ребенку получать от соприкосновения с музыкой максимум удовольствия, а свою родительскую энергию направить в единственно конструктивном направлении: деликатно способствовать расширению эстетических горизонтов у детей.

Источники, использованные для подготовки материала:

  1. Koger, S.; K. Chapin; M. Brotons (1999). «IsMusic Therapy an Effective Intervention for Dementia? A Meta-Analytic Review of Literature». Journal of MusicTherapy. XXXVI (1): 2–15;
  2. Sherratt, K.; A. Thornton; C. Hatton (January 2004). «Music interventions for people withdementia: a review of the literature». Aging & Mental Health8 (1): 3–12.