Как пережить период школьных экзаменов, чтобы нервы не сдали ни у подростков, ни у родителей.  

Экзамены для школьников – всегда большой стресс, а в случае с ЕГЭ психологическая нагрузка на подростков увеличивается многократно, ведь возможно, что на карту поставлена будущая карьера. Как в этой ситуации помочь ребенку справиться с психологическим давлением, сохранить холодную голову и нормально подготовиться к экзаменам – рассказывает кризисный психолог, психотерапевт Екатерина Протопопова.

«Период подготовки к школьным экзаменам и сам экзаменационный период — серьезное испытание для всей семьи. Родителям важно набраться терпения на весь этот долгий период и, по возможности, подготовиться к нему заранее. Бесспорно, экзамены и процесс подготовки к ним в первую очередь оказывают стрессовое влияние на подростка, но не легко приходится и всей семье в целом. Стресс этот получается затяжным. Для преодоления любого стресса или просто сложной ситуации, нам необходимо иметь «набор инструментов» — это навыки, знания и умения. Приведу пример на себе. Я знаю, что когда я не могу решить какую-либо трудную задачу, мне необходимо отвлечься, переключить внимание и только потом возвращаться к новой попытке решить ее. Или, например, я знаю, что когда я сильно устаю, я становлюсь раздражительной. Для того чтобы не испортить отношения с близкими мне людьми, я или стараюсь минимизировать общение на этот период, или предупреждаю родных о такой своей особенности. Не у всех взрослых есть достаточный набор этих «инструментов», что же говорить о подростке. Задача родителей помочь ребенку научиться справляться со стрессовыми ситуациями и более того — делать это эффективно».

«Научите вашего ребенка правильно распределять свое время, для того, чтобы у него оставалось время как для учебы, так и для отдыха и сна. Разумеется, это важно делать с учетом желаний подростка и его индивидуальных особенностей. Например, можно поинтересоваться: «Как тебе кажется, в какое время суток тебе проще всего сосредоточиться на учебе?». Послушайте его ответ. А так же спросите: «А что еще может помочь тебе сосредоточиться?», «А что мешает?». Возможно, необходимо будет составить расписание на бумаге и повесить его на видное место, что бы было проще придерживаться распорядка дня».

«Каждому родителю важно знать, что подростковый период в первую очередь ставит задачи перед вашим ребенком, такие как: общение со сверстниками, поиск себя, поиск своего места в обществе и пр. Можете представить себе, как не вовремя сейчас на плечи вашего ребенка выпало такое испытание, как экзамены?!

Эмоции – это тоже крайне неустойчивая сфера у подростка. В ситуации давления, когда можно сказать, что на кону будущее, у подростка могут возникать различные  страхи, которые будут проявляться как агрессивное поведение, саботирование учебы и пр. Не навязывайте себя в виде слушателя, но аккуратно поинтересуйтесь: «Можем ли мы сейчас поговорить о том, что с тобой происходит?», «Я вижу как тебе тяжело, можешь ли ты сейчас рассказать как ты?». Выслушайте то, о чем вам расскажет ребенок — без лишних советов, комментариев, наставлений».

«Страх может быть вызван непонятной, тревожной картиной будущего: «Что будет, если я не сдам?», «Что будет со мной, если я получу недостаточное количество баллов (оценку)?», «Если у меня не получится сдать, как ко мне будут относиться?», «Будут ли у меня шансы на хорошую жизнь, если у меня не получится сдать экзамен?» и пр. Все эти мысли, наверняка роющиеся у подростка в голове и сопровожденные чувством страха, могут существенно «тормозить» процесс обучения. Как выучить абзац или решить задачу, когда внутри тебя столько переживаний? Родителям важно проговорить с подростком и этот момент. Ребенок должен понимать, что сдача выпускных экзаменов в школе и поступление в ВУЗ – это очень важный этап в жизни каждого человека. Но подросток не должен мыслить формулами: успешная сдача экзамена = хорошая жизнь; не успешная сдача экзамена = плохая жизнь или не жизнь вовсе. Такой способ мышления может пагубно повлиять на вашего ребенка. В разговоре с ним необходимо обсудить все возможные исходы. «Что самое страшное для тебя, когда ты думаешь о предстоящих экзаменах?» — услышав ответ, проговорите, как вы вместе будете действовать, если это «самое страшное» произойдет. Помимо всего, этим разговором вы дадите понять вашему ребенку, что он не один, он услышан, что при любом исходе ваше любовь к нему будет неизменной».

«Когда ваш ребенок все же сдаст экзамен и получит свои хорошие, я надеюсь, оценки, не забудьте похвалить его, отметить какую огромную работу он проделал, рассказать, как вы гордитесь им. Тогда стресс, который вы пережили вместе, будет украшен положительным опытом, который ваш ребенок пронесет через всю свою жизнь».

«Допустим, сложилось так, что полученные результаты все же огорчили вас и вашего ребенка. Что делать? Если вы уже успели обсудить заранее «запасные планы» на случай низких баллов/плохих оценок, то ваш ребенок уже знает, что делать. Тут так же важно, чтобы и вы сами ответили на этот вопрос заранее: «Что будет если…?» Главное — не создать ощущение паники в случае негативного исхода. Если «запасной план» не был придуман – самое время сделать это сейчас.

Возьмите небольшую паузу, справьтесь с чувствами, с которыми вы столкнулись, для этого можете записать их на листке бумаги, проговорите их с друзьями. Это поможет вам продуктивно отреагировать на произошедшее и снизить интенсивность переживаний. Видя перед собой стабильного родителя, понимающего что делать дальше, ребенок сам будет перенимать и впитывать эту стабильность. Сядьте за общим столом всей семьей и обсудите еще раз что делать дальше, что помешало получить результаты лучше (учитывайте и внешние и внутренние факторы), что было сделано хорошо, а какие моменты надо исправить».