Краткое и емкое пособие по определению типа памяти ребенка и способам легкого, не мучительного запоминания информационного материала.

Память — одна из высших психических функций человека, к которым также относятся внимание и мышление. Для начала рассмотрим, что принято понимать под памятью.  Это способность к накоплению, сохранению и воспроизведению  приобретенного опыта или знаний. Память бывает:

  • Произвольная — процесс запоминания требует усилий.
  • Непроизвольная — процесс запоминания происходит без усилий со стороны человека.
  • Кратковременная память – информация сохраняется непродолжительное время, до тех пор, пока она вызывает интерес.
  • Оперативная память – информация сохраняется непродолжительный период времени, до тех пор, пока она необходима.
  • Долговременная память – информация сохраняется на протяжении всей жизни. Именно этот вид памяти помогает воспроизвести необходимую информацию в любой момент, когда это становится необходимым.

Если ребенок испытывает затруднения при запоминании, то мы уже понимаем, что речь идет о произвольном запоминании, долговременном хранении информации и своевременном воспроизведении.

Какой вид памяти лучше развит у вашего ребенка?

Для того, чтобы улучшить память, важно, в первую очередь, проанализировать индивидуальные особенности ребенка – выявить, к какому из видов он более предрасположен. Что лучше развито у вашего ребенка: двигательная память (запоминание многообразных движений), слуховая (запоминание звуков, звучаний), зрительная (запоминание зрительных образов, способность запоминать «картинками») или эмоциональная память (запоминание яркой, эмоционально окрашенной информации).

Как помочь ребенку запомнить необходимую информацию?

1 шаг.  Нужно внимательно понаблюдать за своим ребенком. В процессе наблюдения вы поймете, как ребенку удобнее воспринимать окружающий мир:

Он больше любит рассматривать картинки?

Предпочитает слушать истории и музыку?

Ему больше нравится совершать действия с предметами?

2 шаг. Опираемся на удобный для ребенка способ ознакомления с окружающим миром.

Если ребенку удобнее рассматривать – рисуем картинки, то есть подключаем зрительную память. В процессе запоминания текста делим его на части, и к каждой части придумываем схематический рисунок. То есть получается план, по которому ребенку будет легко запоминать и затем вспоминать. Если учим стихотворение, то надо выписать первое слово из каждого абзаца — ребенок визуально запомнит их и сможет использовать, как шпаргалку.

Если ребенку удобнее слушать – учим на слух, то есть подключаем слуховую память. В этом случае ребенку проще всего запомнить текст, который будет ему прочитан вслух. Выразительно читаем, нараспев, рассказываем и пересказываем, поем.

Если ребенку удобнее совершать действия – придумываем движение, подключая таким образом, двигательную память. В процессе заучивания рекомендуется придумывать вместе с ребенком движения. Вспоминая эти движения, ребенок будет вспоминать текст, песню или стихотворение.

Положительный эмоциональный фон во время занятия позволит вам и задачу решить, и приятно провести время с ребенком. Если предложенные методы не принесли желаемого результата, лучше обратиться за помощью к психологу.