Как моя дочь научилась дисциплине и самостоятельности в онлайн-школе, справилась с хандрой от сидения дома и обратила одиночество в «плюс».

Обучение дома в режиме онлайн — реалия для меня достаточно новая. Я говорю не о курсах, а об общеобразовательной школе. То есть, ситуации, когда ребёнок большую часть времени проводит дома у компьютера.

Дистанционное обучение у моей дочери длится уже 9 месяцев. Она учится в английской онлайн-школе в 8 классе. Ей 13. Она сама приняла решение о переходе, чтобы освободить себе силы и время для занятий рисунком, дизайном и спортом. (Мы живем за городом, предыдущая школа была в Москве. Три часа мы тратили на дорогу туда-обратно.)

Я согласилась. Согласилась, не очень понимая, как мы сможем легко и быстро все организовать. Она очень социальная и общительная девчонка, привыкшая к активному образу жизни. Целый день дома — как она справится без привычного общения с одноклассниками? Целый день одна — а она сможет быть настолько организованной, чтобы учеба была эффективной? Целый день за компьютером — глаза же будут уставать, появятся проблемы от сидячей усталости, она будет мало двигаться? А как же «живое» общение с учителем учителем — ведь онлайн-школа сводит его к минимума? В общем, вопросов без ответа было у меня очень много. Но мы решились.

Ей было интересно и классно учиться первые две недели: не надо вставать в 6.15, она с интересом изучала школьную платформу, переделывала рабочее место в своей комнате, превращая его из художественного стола в учебный. Она осваивала новый формат занятий — учитель в классе онлайн, тут же демонстрируется презентация, иногда учитель использует доску как в «живом» классе. Потом все уроки доступны для повтора и в формате видео, и в формате презентаций. Домашнее задание при этом — каждый день. Есть жесткое расписание занятий. Рука «поднимается» нажатием кнопки, если хочешь ответить на вопрос голосом. Но обычно вопросы и комментарии учителю пишутся в чате. Пять дней в неделю по вечерам она учится в двух художественных школах и играет в бадминтон в спортивном клубе. Иногда школьный урок она слушает в машине, пока мы едем на дополнительные занятия. Если происходит накладка, то школьный урок можно послушать в свободное время (он будет доступен).

Хандра настала через пару недель такой «домашки»: зачем утром чистить зубы и одеваться, если никуда не идти. Зачем рано вставать, если занятия начинаются в 12 (расписание составлено по британскому времени). На уроках можно залипать в телефоне, потому что учитель тебя не видит. Зачем читать книги, если не задают и строго не спрашивают (в английском образовании многое строится на самостоятельной работе). Еда из кухни перемещается к компьютеру и употребляется постоянно. И, самое главное: новые друзья в художественных школах ещё не появились, а с подругами из старой школы общалась только онлайн все меньше из-за разного графика и образа жизни. Из-за освободившегося времени в течение дня она чувствовала себя очень одиноко — сама готовила еду, одна обедала. Пытаясь себя занять во время перерывов между уроками она стала наблюдателем чужих жизней и достижений в соцсетях. В общем, из жизнерадостного общительного подростка она превращалась в молчаливого и замкнутого.

Наладить режим и справиться с хандрой получилось только через пару месяцев. Я стала больше работать из дома, чтобы быть с ней солидарной и справляться вместе с ней. Все рабочие встречи я стала назначать на то время, когда у нее занятия в городе – благо, они длятся по три часа. В общем, привыкать мы стали вместе. Мы придумали для нее подъем в 8.00, чтобы умыться-одеться-позавтракать. Далее — 1 час чтения, потом домашнее задание. Потом — любимое дело (она решила учить корейский на бесплатном ресурсе). Потом с 12.00 до 17 или 19 — школа. До 21.00 — художественная школа и спорт. В перерывах между уроками она стала рисовать для себя, изучать историю музыки, делиться информацией и своими достижениями в соцсетях. Появились новые друзья через соцсети. Появились новые друзья из групп дополнительных занятий. Она научилась себя мотивировать — стала писать план домашних занятий на неделю, делать заметки о том, что не поняла на уроке, включать в план обязательные занятия по повторению материала. Мы с ней договорились, что она будет откладывать телефон до окончания школьных занятий. Научилась работать самостоятельно и качественно походить к исследованиям по школьным темам – уважать свое время и получать те оценки, которые ее мотивируют еще больше, то есть высшие. Ещё из плюсов: она научилась быстро печатать, быстро реагировать на вопросы учителя в чате, освоила графические программы и навыки создания презентаций. Стала еще более самостоятельной. Научилась с пользой заполнять свободное время. Научилась гордиться собой и говорить о собственных достижениях. Она стала ценить общение и относиться к нему избирательно и бережно. Она поняла, как это для неё важно. И еще: в течение этих двух месяцев привыкания мы по вечерам делились с ней своими мыслями, сомнениями, достижениями по поводу этой самостоятельной удаленной работы. Тем, что нас с ней беспокоит. И вместе решали то, как это исправить и обратить в плюс. Самым важным было одиночество и молчание. Одиночество исправилось планированием встреч с друзьями по выходным – и она готовилась к этим встречам в хорошем настроении, зная, что они будут. Молчание исправилось ежевечерними видеозвонками подругам или прямыми эфирами в Инстаграм, где она рассказывает про свои новые проекты, делится новой музыкой и интересными ресурсами.

По моему опыту, есть 7 базовых правил для комфорта в режиме постоянного онлайна и «сидения» дома:

Соблюдать режим и дисциплину. Оборудовать рабочее место и содержать его в порядке. Никаких пижам и занятий в постели: умыться, причесаться, одеться, сесть за рабочий стол. Сделать расписание занятий самим — время подъема и отхода сну, завтрака-обеда-ужина, время для домашних заданий, время для спорта и прогулок, время для телефона, телевизора и ничегонеделания тоже

Пока ребёнок занимается — не отвлекайте шумом, телевизором или вопросами. Спать ложиться как в «школьные времена».

Чтение. От 30 до 60 минут обязательно. И не менее 20 минут в день читать вслух.

Физкультура и прогулка. Чтобы не было хандры (как минимум) от сидячей усталости, обязательно делать зарядку по утрам. Если есть возможность безопасно гулять (если вы за городом на своём участке или рядом с парком), то не менее часа подвижно проводить на воздухе. Если такой возможности нет, придумайте хоть какую-то физическую активность: от помогать по дому до танцев.

Питание. Очень важно организовать питание строго по расписанию. Во время занятий у ребёнка может быть только вода или чай — никаких печений или баранок. Домашний учебный режим рядом с холодильником часто провоцирует на постоянное жевание. Ни лишний вес, ни свежеприобретенные дурные привычки вот точно не нужны.

Дополнительные занятия. Если ребёнок постоянно чем-то занимается после школы (музыка, рисование и тд), оставьте это и в домашнем режиме (когда сидите дома во время эпидемии). Пусть повторяют, разбирают что-то новое — но обязательно делают.

Любимое дело. Час-полтора, которые освободятся из-за отсутствия передвижений, включите в домашнее расписание для увлечений детей. Пусть смотрят кино, пишут рассказы, читают, слушают музыку, рисуют, общаются с друзьями онлайн — все, что угодно. Если раньше не было времени найти это «любимое дело», то сейчас помогите ребёнку найти что-то своё, что его или ее увлечёт.

Новые навыки. Помогите ставить цели на определенные отрезки времени: освоить какой-то уровень нового языка, изучить какую-то тему или направление, что-то создать или придумать, пройти обучение на каком-то интересном курсе (сейчас их много открыто, в том числе и бесплатных).

У моей дочери график получился очень плотный. И мы с ней его спланировали так, чтобы сон был не менее 9 часов – иначе не высыпается и не успевает отдохнуть.

 Распорядок дня в тот день, когда нет дополнительных занятий

8.00. Подъем.

8.00-8.30. Почистить зубы, сделать зарядку, одеться.

8.30-9.00. Завтрак.

9.00-10.00. Чтение

10.00-11.30. Домашнее задание

11.30-12.00. Отдых

12.00-12.40. Первый урок

12.40-13.20. небольшая разминка или растяжка, обед.

13.20-14.00. Второй урок

14.00-14.20. Отдых

14.20-15.40. Третий и четвёртый уроки

15.40-16.20. Перекус, отдых

16.20-17.40. Пятый и шестой уроки

17.40-19.00. Прогулка

19.00-19.40. Ужин

19.40-22.00. Свободное время

22.00. В душ и спать

Распорядок дня, когда есть дополнительные занятия

8.00. Подъем.

8.00-8.30. Почистить зубы, сделать зарядку, одеться.

8.30-9.00. Завтрак.

9.00-10.00. Чтение

10.00-11.30. Домашнее задание

11.30-12.00. Отдых

12.00-14.00. Первый, второй и третий уроки

14.00-14.20. Обед

14.20-15.00. Четвёртый урок

15.00-16.20. Отдых, время, чтобы собраться в художественную школу, доехать до художественной школы или в спортклуб, перекус

16.20-17.00. Пятый урок

17.00-20.00. Художественная школа или спортклуб

20.00-20.30. Ужин

20.30-22.00. Доехать до дома, отдохнуть, подготовиться ко сну.

22.00. В душ и спать.